Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ сборника "Цветы зла" Бодлера

  • Статья
  • Еще по теме

«Цветы зла» — сборник стихотворений Ш. Бодлера. Большая часть стихотворений этого сборника была написана предположительно в 1842—1844 гг. во время периода «беспутной» жизни поэта в Париже. Впервые сборник вышел в 1857 г. в парижском издательстве «Пулэ-Маласси» и содержал сто стихотворений. Издание 1861 г. состояло из 126 стихотворений, из которых 32 были новыми. Третье, посмертное издание, подготовленное самим поэтом к 1865, увидело свет лишь в 1868 году. Оно, помимо вводных стихов, названных там вступлением, включало еще 25 новых стихотворений и среди них несколько, которые не предназначались для сборника, что нарушило его композиционную стройность. Лучшим и наиболее близким к замыслу поэта считается издание, подготовленное Ж. Крепе, которое вышло в 1922 г. в издательстве «Л. Конар» (Париж).

Символический характер стихотворений затрудняет сведение их к какому-либо перечню тем. Можно сказать, что «Цветы зла» Бодлера являются своего рода странствием в поисках Красоты. Поиск красоты идет здесь в направлении, прямо противоположном красоте природы, в которой «есть что-то наглое и удручающее». Поэтому то, что происходит от природы, заменяется творением духа («Себе весну создам я волею своею / И воздух мыслями палящими согрею»), а поэтическую ценность обретают вещи, погибшие и отвергнутые природой и человеком («Вы помните ли то, что видели мы летом? / Мой ангел, помните ли вы /Ту лошадь дохлую под ярким белы» светом, / Среди рыжеющей травы?»). Происходит как бы алхимическое превращение хлама — человеческого и животного — в золото, только это превращение имеет не материальную, а духовную цель. «Красота станет формой, залогом предельной щедрости, преданности-своему служению, верности исполнения долга, тонкости восприятия взаимосвязей. Уродство станет жестокостью, алчностью, глупостью, ложью».

Как главное произведение Бодлера «Цветы зла» реализует полный набор основных принципов его эстетики, которая при всей мрачности своих оттенков питается небесной «любовью к бесконечности». Удивительная философская насыщенность его поэзии становится призмой, которая пропускает лишь определенные тона — тона сумрака, вечера, смерти, всего неотвратимого и погибшего. Эта поэзия отрешилась от какой-либо иной эстетики, кроме эстетики страданий: «Я не утверждаю, будто Радость не может сочетаться с Красотой, но, по-моему, Радость — одно из самых пошлых ее украшений. Более того, радость как зеркальная противоположность страдания отдает ужасным небытием». В силу своей духовной бесплодности эта категория жизни не входит в круг небесных соответствий, которые упорно искал Бодлер, считавший, что «поэзия — это самое реальное из всего, что существует на свете, но до конца истинной она может быть лишь в ином мире». В этом же мире истинно животворным становится страдание («Страдание — путь один в обитель славы вечной, / Туда, где адских ков, земных скорбей конец»), и вся поэзия «Цветов зла» стоит перед его загадкой, как пророк Изекииль перед полем костей человечества.

В XIX столетии некоторые стихотворения из «Цветов зла» Бодлера были положены на музыку французским композитором Анри Дюпарком. В XX веке симфоническое переложение осуществил швейцарский дирижер и композитор Эрнест Ансерме. Французский художник Жорж Руо создал гравюрные иллюстрации к «Цветам зла».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2847