Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Бальзак

Историзм романов Бальзака

  • Статья
  • Еще по теме

Первое и коренное убеждение, которое Бальзак пронес незыблемым сквозь всю свою сознательную жизнь, - это то, что всему современному обществу и всем его законам положила начало Великая французская революция 1789 г., что независимо от того, как к ней относятся, она открыла новую эпоху в развитии человечества, и этот процесс уже необратим. Можно изучать его последствия, можно попытаться как-то влиять на них в лучшую сторону, но самого этого исходного пункта уже не зачеркнешь. Буржуазная форма бытия воспринимается Бальзаком как непоколебимая данность, и это сразу резкой чертой отделяет его от всех романтиков, которые мечтали о возврате патриархального прошлого. Отсюда вытекает первая существенная черта структуры бальзаковского мировоззрения и творчества - он не просто анализирует современное общество как таковое, как некий раскинувшийся перед его взором ландшафт - он анализирует его как результат определенного развития, исходящего из определенной точки - из Французской буржуазной революции. Его взгляд по сути никогда, нигде не идет дальше 1789 г. - это тоже резкая противоположность романтикам! - но в то же время он почти всегда, о какой бы современной проблеме ни говорил, непременно идет назад, к 1789 г. О каком бы отрезке времени он ни рассказывал, он выводит его из 1789 г. Биографические анкеты его героев непременно включают в себя пункт о том, что делал этот герой (или его родители) в эпоху Французской революции. Начинается ли сюжет очередного романа в 20-е, 30-е, 40-е годы - в экспозиции Бальзак обязательно вспомнит об эпохе революции. Подобный прием потом переймет у Бальзака и Жорж Санд.

Это обстоятельство сообщает особое специфическое качество всем произведениям Бальзака. Они все остро современны - пожалуй, впервые во французской литературе появился питатель такой злободневный, интересующийся всеми проблемами сегодняшнего дня, но, с другой стороны, они все постоянно соотносятся с определенным моментом прошлого - с Французской революцией. То есть они рассматривают современность не только как панораму, развертывающуюся в пространстве, а еще и как результат определенного развития во времени, т. e. как процесс. Другими словами, они в одно и то же время современны и историчны.

Бальзак здесь подхватывает методологию, намеченную уже романтиками. Наблюдая то же самое общество, и как мы помним, возмущаясь им, романтики почувствовали неодолимую потребность оглянуться на прошлое. Эта потребность была ведь не просто примитивным уходом в прошлое, не только наивным желанием повернуть историю вспять. Думать так просто о романтиках - значит оглуплять и их и себя. Многие из них, конечно, с удовольствием живописали картины былого, но прочь были по ходу дела и потешить себя мечтами о невозвратном, но причина, конечно же, была не в этом. Они были все-таки умней, чем думаем мы, когда упорно утверждаем - звали в прошлое, уходили в прошлое. Они не просто коллекционировали образы прошлого, как, скажем, любители коллекционируют предметы старины. Они по сути первыми в европейской культуре нового времени остро почувствовали, что для понимания общественных несчастий человека мало только одних современных, лежащих перед глазами причин и фактов, что надо смотреть глубже, дальше. Они начали воспринимать современность не просто как неизвестно откуда свалившееся состояние, а как результат какого-то развития. Они первыми научили европейское общество мыслить не только сегодняшним днем или строить проекты о дне завтрашнем (так называемые утопии), а еще и учиться у прошлого, искать причины нынешнего неблагополучного состояния общества - без взгляда в прошлое этих причин не найдешь, причина всегда происходит раньше следствия, она всегда - прошлый этап! Дело здесь именно в методологии анализа современности - и такую методологию, такой принцип впервые наметили именно романтики. Правда, романтики почти никогда не соотносили непосредственно историю с современностью, поэтому нам иногда и кажется, что они писали только о прошлом. Но, повторяю, историю они постоянно рассматривали как инструмент, как средство познания настоящего (романы Вальтера Скотта).

Вот этот недостающий шаг и сделали реалисты - непосредственно связать историю с современностью, восстановить прямую причинно-следственную связь, т. е. вынести на поверхность то, что у романтиков лишь подразумевалось, мыслилось подспудно, не оформлялось сюжетно в конкретных ситуациях и образах. Вот методология Бальзака и есть этот новый шаг - и поэтому мы имеем полное право говорить о подлинном историзме бальзаковских романов.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1960