Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

В категории материалов: 185
Показано материалов: 91-100
Страницы: « 1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 18 19 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое.


Лирические отступления – внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ.


Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия, выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин), «излияние томно-горестного сердца» (Карамзин).


Легенда (от лат. legenda, legendum - отрывок, подлежащий чтению) - 1) фантастический рассказ о каком-либо персонаже или событии (например, легенда о корабле-призраке «Летучий голландец», о графе Брюсе и другие); 2) сюжет из христианской литературы, из жития Христа или какого-либо святого (например, сборник «Легенд о Христе» С. Лагерлеф);....


Куртуазная поэзия (от франц. courtois – вежливый, учтивый, от cour - двор) - рыцарская поэзия, зародившаяся в средневековой Франции и распространившаяся в других европейских странах. Основа этого вида искусства - представления о «мере, вежестве и постоянстве» в служении рыцаря Прекрасной Даме. 


Колядка — 1) один из «средних» фольклорных жанров, стихи, исполняющиеся в Коляду, языческий славянский праздник зимнего солнцеворота, после принятия христианства на Руси слившийся со святками; 2) в узком смысле - народное название рождественских песен, духовных стихов, приуроченных к Рождеству. 


Исторические песни - «высокий» эпический жанр русского фольклора. Они зародились, самое раннее, на рубеже XIV-XV столетий, но в основном всё-таки позже, в XV в. Они возникли на базе былин. Однако в исторических песнях не существует фантастического элемента.


Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка). В знаменитом трактате «Поэтическое искусство» Буало предупреждал:

И самый звучный стих меня не увлечёт, 
Коль слово невпопад иль спутан оборот;
Вовек не примирюсь ни с пышным варваризмом,
Ни в вычурном стихе с надменным солецизмом.


Слово «идиллия» имеет по меньшей мере два значения. С одной стороны, это жанр буколической (пастушеской) поэзии, ныне в «чистом виде» не существующий. Предмет буколической поэзии — жизнь поселян среди мирной природы: их быт, труд, отдых, любовь. Родоначальник этого жанра — греческий поэт Феокрит (III в. до н. э.). 


Звукопись - «совокупность приемов для усиления звуковой выразительности художественной речи», — читаем в словаре С. И. Ожегова. Как любая краткая «словарная» формула, эта — несколько обща и абстрактна. Речь же — о существеннейшей проблеме писательского мастерства: о соответствии замысла и средств его воплощения; в данном случае одного из этих «средств» — звучания поэтической (или прозаической) речи.


1-10 11-20 ... 71-80 81-90 91-100 101-110 111-120 ... 171-180 181-185