Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

В категории материалов: 185
Показано материалов: 111-120
Страницы: « 1 2 ... 10 11 12 13 14 ... 18 19 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Акмеизм – это направление в русской поэзии, образовавшееся в противовес  символизму во втором десятилетии 20 века. Ведущим теоретиком акмеизма был Н. Гумилев, организационным центром - Цех поэтов в Санкт-Петербурге/Петрограде. Главными представителями этого направления помимо Гумилева были А. Ахматова и О. Мандельштам. 


Если в XIX веке произведение вбирало в себя многочисленные сведения биографического, социального, исторического характера, то текст освобождался от обязательств учитывать жизненные обстоятельства, которые легли в основу повествований. Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем.


Слово «миф» происходит от греческого mythos, что означает «слово, речь». Миф в истории культуры человечества проходит череду изменений, почти метаморфоз. На ранних стадиях развития — художественное мышление мифологическими образами. Затем мифологические образы выполняют функцию художественного приема. 


В строках стиха чередоваться могут не стопы, а ритмические доли, имеющие по одному ударению. Доли эти могут быть равносложными (в первой и третьей строках), но могут иметь и разное количество слогов (во второй и четвертой строках). Такой стих носит название дольника. Классические образцы его дает поэзия Фета:


Стихотворная речь в отличие от прозаической — это речь, звучание которой определенным образом упорядочено. Упорядоченность эта создается систематическим повторением тех или иных звуковых особенностей речи. Последнее вызывает ощущение ритмичности в протекании речи.


В живой языковой практике значение слова не постоянно, изменчиво, обнаруживает устойчивую тенденцию к расширению. В поэтическом языке оно принципиально многозначно, полисемантично. По меткому выражению О. Мандельштама в "Разговоре о Данте", "любое слово является пучком и смысл торчит из него в разные стороны"; в другой своей теоретической работе «Заметках о поэзии» поэт уточняет: «Поэтическую речь живит блуждающий многосмысленыый корень».


Проблема личности, индивидуальной свободы воли - центральная проблема всего романтизма. Романтизм - это мировоззрение, основанное, так сказать, на культе личности, на культе героя, гения, одним словом, человека, не считающегося с необходимостью. Поэтому он был прежде всего восстанием личности против внешнего мира, против необходимости. (В философских терминах - это был бунт свободы личности против необходимости.)


В чем же конкретно заключались художественные открытия нового искусства - реализма? Говоря сейчас "реализм", я имею в виду это направление в целом, не подразделяя его на этапы. Мы увидим впоследствии, что сам реализм как художественная система претерпевал значительные изменения в своем развитии. Но сейчас нас интересует эстетика и художественная практика реализма вообще как направления, сменившего собой романтическую эпоху в европейских литературах.


Классическое произведение живет в двух временных измерениях сразу: в исторически-конкретном и вечном. Это не следует понимать так, что оно только функционирует в двух временных сферах читательского восприятия. Оно и по природе своей, по предмету изображения устремлено к духовной сущности человека, то есть к тому, что не зависит в нем от движения времени. И одновременно оно преломляет вечное чаще всего в исторически конкретных формах той жизни, которая окружает художника.


В отличие от социального мышления, которое склонно забывать даже ближние уроки минувшего в погоне за злобою дня, художественное творчество всегда обладало зоркою памятью. Она — непреложное условие всего великого в искусстве, способном прорваться в грядущее лишь тогда, когда оно помнит прошлое. В прелестной антологической миниатюре «Рифма» Пушкин именует Рифму (символ поэзии) дочерью Эхо и восприемницей Мнемозины.


1-10 11-20 ... 91-100 101-110 111-120 121-130 131-140 ... 171-180 181-185