Главная » Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы |
В категории материалов: 185 Показано материалов: 71-80 |
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 18 19 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Частушка - популярный малый жанр народного фольклора, в основном песенно-декламационный, представляющий шуточную полемическую или лирическую словесно-музыкальную миниатюру. Четкий ритм и рифмовка - опорные явления при построении частушки. В самостоятельный жанр она оформилась в конце XIX в., одним из первых ее исследователей был Г. И. Успенский. |
Цитата в стихах (от лат. citatum от citare - призывать, называть). Цитата — вещь распространенная. В статьях и размышлениях, в рецензиях и полемических заметках цитата из художественного произведения дает начало той или иной мысли автора, либо иллюстрирует сё, убеждает читателя в справедливости критического высказывания, либо приглашает его к совместным раздумьям. |
Суггестивная лирика (от лат. suggestio) - внушение, намек, указание) - вид лирики, в котором основой содержания является ассоциативное сочетание смысловых и интонационных оттенков, способность слова вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать «пропущенные звенья» (О. Э. Мандельштам), то есть логические предметно-понятийные отношения. |
Сонет (от итал. sonare — звучать). Создателем сонета считается сицилийский поэт Якопо да Лентини, в первой половине XIII в. служивший нотариусом при дворе Фридриха Второго. |
В художественном образе, как и в каждом литературном явлении, всё скреплено и собрано воедино строго определённой логикой — логикой символа, для которого характерна предельная концентрация смысла, что придаёт его содержанию беспредельную глубину и объёмность. |
Свободный стих (от фр. vers libre — верлибр). При всём интересе к форме свободного стиха теоретически она недостаточно проявлена и закреплена в определенных границах и остаётся живым явлением современного стиха. С начала XX в. в русское стиховедение верлибр пришёл как термин западной поэтики (верлибр введён французским писателем Г. Каном в 1884 году) и представлял собой стихи без рифмы и метра, расположенные графически как стихотворение с его ритмико-звуковой соотнесённостью, с непериодической и неузаконенной сменой мер повтора. |
Определяя суть романтического мироощущения, романтического пафоса, В. Белинский писал, что романтика «есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». Сфера ее — «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». |
Романс (от исп. romance, позднелат. romance — по-романски). Истоки романса связывают со специфической формой испанского стиха, восходящей к средним векам и Возрождению. Романс появился в испанской поэзии в конце XIV — начале XV в., выкристаллизовавшись из героического эпоса, оттого испанский романс повествователен, эпичен по своему сюжету, композиции. |
Роман в стихах - литературный жанр, форма поэтического повествования, введенная А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). Влияние на формирование жанра отчасти оказала поэма Дж. Г. Байрона «Дон Жуан». Роман в стихах соединяет в себе черты прозаического романа (эпическое начало, масштаб описываемых событий, широкая панорама действительности и другие), поэмы (стихотворная форма, лироэпическая жанровая природа) и лирического отступления (ярко выраженное авторское лирическое начало, распространяющееся и на фигуру центральных героев). |
Раёк, раёшный стих — русский народный стих, число слогов в нем и расположение ударений свободно, ритм держится на смежной рифмовке. Раек — древнейшая форма русского народного свободного стиха (разновидность дисметрического верлибра), определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. |