Главная » Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы |
В категории материалов: 185 Показано материалов: 81-90 |
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 18 19 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Слово «просодия» лишено терминологической четкости. В старинных пиитиках и риториках так называли совокупность правил стихосложения, да и поныне некоторые зарубежные справочники толкуют термин «просодия», по крайней мере, в двух значениях: 1)как синоним метрики — раздела стиховедения, посвящённого классификации и изучению стихотворных размеров, и 2) как общее наименование фонетических свойств данного языка, существенных для основ той или иной системы стихосложения. |
Поэзия - форма художественной речи, вид литературной деятельности, при которой художественная речь «искусственна», т. е. строфически, ритмически, метрически организована в отличие от прозы, в которой речевой поток имеет структурное сходство с «естественным» говорением (при том, что сходство это, как показывают исследования нарратива, обманчиво). А. А. Потебня называл поэзию «символизмом языка» и связывал ее с актуальной внутренней формой слова (Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Высшая школа, 1990. С. 22). |
Родословную поэтического послания принято вести от «Послания к Пизонам» Горация, которое еще в древности именовали «наукой поэзии». В форме посланий, адресаты которых не названы, написаны «Скорбные элегии» Овидия. Одновременно поэтом-изгнанником создавались и послания обращённые к конкретным лицам, имевшие более интимный характер. Впоследствии они были собраны в книгу «Письма с Понта». |
Подстрочник - в таком виде вошло в литературный обиход сокращённое название подстрочного, или дословного, перевода художественного произведения. Первые сведения о подстрочнике относятся ещё к XVIII в.: в 1794 году Н. А. Львов сделал с подстрочником переводы лирики Анакреона, послужившие чуть позже материалом для "анакреонтических" стихотворений Державина. |
Подражание — разработанный классической поэзией художественный прием, которым особенно охотно пользуются авторы, склонные к артистическому «перевоплощению». К подражанию прибегают, желая «спроецировать» особенности своего индивидуального стиля, сюжет своего произведения и т. п. на творчество какого-либо предшественника (или на какую-либо стилевую традицию). Это может преследовать совершенно различные цели. |
Плач - жанр фольклора и литературы. Его темой является смерть близкого человека (надгробный плач), любое печальное событие (в том числе и общенародное) драматическая смена жизненных обстоятельств (свадебные плачи в фольклоре, солдатские плачи, плачи-проводы в солдаты). Плач - воспоминание. С этим жанром тесно связан стихотворный жанр элегии. |
Путь слова «ода» гораздо короче, чем у таких понятий, как «элегия» или «эпиграмма», упоминавшихся с VII—VI вв. до н. э. Лишь полтысячелетия спустя его начинает утверждать Гораций, а с середины прошлого столетия оно звучит уже совершенно архаично — подобно пииту, слагавшему это заздравное песнопение. Однако эволюция явления не исчерпывается в данном случае историей термина. |
Поэтический образ - вербальная форма, в которой поэт (шире - художник) воплотил воспринятые им события, объекты, процессы, явления потока жизни, значимые для его сознания. Поэтический образ 1) раскрывает суть описываемого, закрепляя его в некоторой словесной «картинке», обладающей способностью к визуализации при восприятии; 2) фиксирует эмоциональный, чувственный и интеллектуальный облик значимых для автора событий реального или воображаемого мира. |
Народный стих - формы стиха, использованные при создании фольклорных поэтических произведений. Первоначально появился в обрядовой, а затем и в бытовой народной поэзии. Для всех известных национальных литератур (например, французской, немецкой) народный стих является базовым в сюжетном и жанрово-видовом плане |
Макаронические стихи (от итал. poesia maccheronica, от maccheroni — макароны) - поэтический жанр, в котором главным художественным средством служит смешение слов родного языка автора со словам иноязычными, употреблёнными в соответствии с грамматическими законами «основного» наречия; данное смешение придаёт произведению шуточную природу. |