Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Лирические отступления и их роль в произведении

  • Статья
  • Еще по теме

Лирические отступления – внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ. Классические лирические отступления можно наблюдать в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», прозаической поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», поэмах Дж. Г. Байрона (в частности, «Дон Жуан») и других.  

В архитектонике произведения они столь же важны, как и сюжетные фрагменты (главы, строфы и другие). В случаях, когда речь идёт о произведении со смешанной родовой и жанровой природой, они являют собой основу его структуры. Как правило, в текстах такого плана явно выражено эпическое начало. В произведениях эпохи романтизма и позднее оно выражается не столько через центральное место грандиозного исторического «события» в сюжете, имеющего значение для целого народа или нации, сколько через широту панорамы изображаемого, масштабность описываемого, которому придается общечеловеческое значение. В таком случае в лирических отступлениях на первый план выступает собственно лирическое начало, которое и делает произведение лироэпическим. 

Однако в ряде случаев именно через призму индивидуального восприятия можно увидеть и оценить масштабные явления, благодаря чему происходит «возвращение» («обращение») к эпическому. Недаром в тексте произведения лирические отступления занимают значительное место (в «Евгении Онегине» их насчитывается двадцать семь, не считая пятидесяти разнотипных лирических вставок). В «Евгении Онегине» они касаются не только «женских ножек» или картин русской природы, но и характерных для эпохи 1820-х гг. черт русской жизни (лирическое отступление о Москве в момент наполеоновского нашествия и другие; быт и нравы дворянской России, приметы литературного быта в главе 1 романа, разговор о литературе как виде искусства и другие). Именно лирические отступления способствуют тому, чтобы «Евгений Онегин» из истории любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина превратились в «энциклопедию русской жизни» (В. Г. Белинский), а гоголевский рассказ об афере Чичикова в конце повествования окончательно преобразился в рассуждение об исторических судьбах России: начиная последний фрагмент путешествия Чичикова на тройке лошадей, писатель постепенно отходит от описания реалий к передаче собственных переживаний, и этот лирический компонент способствует трансформации брички в сказочную «птицу-тройку».

Лирические отступления можно рассматривать и как композиционно-стилистический прием. Прерывая нить повествования, автор получает возможность прямого высказывания на темы, близкие ему, но не обязательные для раскрытия сюжетных коллизий. В ряде случаев они как бы «тормозят» развитие событий, стимулируя читательский интерес; одновременно он превращает и автора из рассказчика или повествователя в одного из главных героев произведения. Зачастую лирические отступления, расширяя художественное пространство, поддерживают сюжетное время. 

Чтобы понять их природу, следует проанализировать роль и место историософских и философских отступлений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Они возникают, во-первых, в тесной тематической связи с описываемыми по ходу развития сюжета событиями и, во-вторых, несут эпический, а не лироэпический и уж тем более не чисто лирический заряд. В особо сложных случаях комбинации жанров и мены сущностей поэзии и прозы - как с «Евгением Онегиным», который является «романом в стихах», или с «Мёртвыми душами», определёнными автором как поэма и написанными прозой, обладающими явной романной основой, - именно лирические отступления выступают в качестве жанрообразующего начала.

К немногим современным произведениям, в которых они встречаются, следует отнести роман в стихах В. Гандельсмана «Там на Неве дом... » (см. об этом: Панн Л. «Как вдруг растормошённая зола...» // Новый Мир, 1996, № 10). Автор не выходит за пределы тематики лирических отступлений, заданной Пушкиным и Гоголем; в частности, объектом лирического переживания в его случае является поэтическое слово, отрефлектированное посредством явлений природы.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 9699