Главная » Статьи » Древнерусская литература |
В разделе материалов: 94 Показано материалов: 71-80 |
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 » |
Особое место в процессе становления новых форм исторического повествования занимает памятник, называемый «Казанской историей», «Сказанием о Казанском царстве», "Казанским летописцем" и дошедший до нашего времени в количестве около 270 списков, относящихся к XVII—XIX вв. Списки чрезвычайно разнообразны по составу, поэтому вопрос об авторском тексте произведения остается не до конца решенным. |
Произведением, которое представляет собой опыт нового типа монументального исторического повествования, стала "Степенная книга" ("Книга степенная царского родословия"), которая была создана между 1560 и 1563 гг. Автором ее был, по всей вероятности, духовник Ивана IV, протопоп Благовещенского собора Андрей, в 1564 г. поставленный русским митрополитом с именем Афанасий. |
Уже с конца XV в. в летописях наметились изменения, вносившие стилевую неоднородность. Д.С. Лихачевым были отмечены два направления таких изменений. С одной стороны, "проникновение хронографических способов повествования в летопись", которые способствовали усилению сюжетности летописного повествования, появлению мотивировок событий и поступков героев, вымысла, усилению морально-учительного тона, использованию эмоционально-риторического стиля. |
Особое место в системе образов занимает автор. Одновременно он оказывается свидетелем и непосредственным участником многих событий. В отличие от Пересветова, Андрей Курбский не стремится к тому, чтобы установить дистанцию между собой и героями. Напротив, итоговое произведение князя Андрея построено как развернутое высказывание субъективного повествователя. Автор предельно индивидуализирован, и его оценки оказываются в центре всех лирических отступлений и комментариев, которыми так богата «История о великом князе Московском». |
"История о великом князе Московском" (Курбский) представляла собой две относительно самостоятельные, но связанные общим авторским замыслом части — "кроницу" и мартиролог. В «кронице» говорилось о происках сатаны, а в мартирологе прославлялись избранные. Система конфликтов "Истории" такова, что внешнее противоборство царя и разумных избранников Божиих имеет в своей основе внутреннее противостояние Бога и дьявола, Христа и Антихриста, идолослужителей и правоверных христиан, мучителей и святых мучеников. |
Стилистика «Хождения за три моря» связана с традиционными основами, заложенными паломническими "хождениями". Основу ее составляет разговорный древнерусский язык эпохи, почти лишенный церковнославянских вкраплений, свойственных сочинениям паломников. В то же время значительно более ярко выраженная событийная основа произведения Афанасия Никитина привносит в текст произведения большое количество глаголов, придающих динамичность повествованию. |
Сведения об авторе "Хождения за три моря", Афанасии Никитине, скудны. Книжник, внесший «Хождение...» в летопись, записал, что "Офонас Тверитин купец" "был в Ындее 4 года", «Смоленьска не дошед умер». |
Главный герой повествования, цесарь Константин, в общем сходен с главными героями воинских повестей. Автор изображает его как патриота, твердо решившего исполнить свой долг воина-христианина — до последнего вздоха защищать родной город, несмотря на известное ему пророчество, и выполнившего свое решение. |
К числу воинских повестей эпохи принадлежит произведение, рассказывающее об одном из трагических событий мировой истории — падении христианской Византийской империи в 1453 году под натиском турецких войск и превращении Константинополя, столицы православного мира, в мусульманский город. Повествование об этом событии принадлежит перу некоего русского человека по имени Нестор, по неизвестным причинам оказавшегося среди турок, принявшего мусульманство с именем Искандер и участвовавшего в описанных событиях. |
Несколько особняком в цикле повестей о Куликовской битве стоит произведение, кратко называемое «Задонщиной», имеющее по спискам различные заглавия. Время создания текста остается спорным. Наиболее обоснована точка зрения, согласно которой "Задонщина" была написана в 80-е гг. XIV в., поскольку в 1392 г. два города, упомянутые в ней — Тырново и Орнач, — были захвачены и разорены: один — турками, другой — татарами. |