"История о Казанском царстве": композиция повести
Особое место в процессе становления новых форм исторического повествования занимает памятник, называемый «Казанской историей», «Сказанием о Казанском царстве», "Казанским летописцем" и дошедший до нашего времени в количестве около 270 списков, относящихся к XVII—XIX вв. Списки чрезвычайно разнообразны по составу, поэтому вопрос об авторском тексте произведения остается не до конца решенным. Повесть была написана, вероятно, в 1563—1565 гг. и имела определенную публицистическую задачу. Ее автор, сторонник Ивана IV, стремился показать, что в споре о том, кому принадлежит заслуга победы над Казанью, прав царь, утверждавший, что без его участия осада города, уже в который раз, была бы снята боярами. Величие этой победы не могло быть понято до конца, если не рассказать о том, каким давним и опасным для Руси врагом было Казанское ханство. Поэтому автор ставил своей целью не только создать повествование о казанских походах Ивана IV, но и показать, как па протяжении столетий тщетными оставались усилия московских правителей побороть Казанское царство. Поэтому события, описанные в произведении, охватывают период со второй половины XII в., когда, по сведениям автора, была основана Казань, до победы Ивана IV и превращения мусульманского города в христианский, т. е. до конца 50-х гг. XVI столетия. КомпозицияРассказ о событиях столь длительного периода мог быть воплощен лишь в летописной форме, но автор "Истории о Казанском царстве" пытается создать новый тип повествования, объединенного ярко выраженным идейным замыслом, темой и прямо декларируемой позицией автора. В произведении целенаправленно подобраны исторические факты, отражающие разные этапы развития взаимоотношений между Русью и Казанью, призванные показать читателям, как много несчастий принесло ханство Руси, как коварно и хитро действовали татарские правители во взаимоотношениях с князьями. Отбор фактов заставил автора в основном отказаться от летописных приемов повествования, создать новый тип композиции. Произведение открывается вступлением, в котором прямо провозглашаются его цели: рассказать последующим поколениям об истории взаимоотношений Руси и Казани и о богоданной победе над татарским ханством Ивана IV так, чтобы увлечь читателя, "возвеселить" его. Автор сам осознавал новаторский характер своего произведения и назвал его «красной новой... разумно сладкой повестью». Такая постановка вопроса говорит об изменившемся представлении о литературном труде, а также о значительно большей, чем раньше, свободе повествователя, независимости его от традиции. Центральная часть "Истории о Казанском царстве" распадается на две подчасти, с различными принципами организации повествования. Первая рассказывает о предыстории отношений двух царств, вторая подробно рассматривает развитие событий в эпоху правления Ивана IV. Первая часть построена по хронологическому принципу, причем ход времени фиксируется либо датами, либо соотношением событий. На основе этого принципа соединена цепь микросюжетов, каждый из которых отражает период правления одного из русских князей. Главными героями микросюжета, как правило, оказываются русский и казанский правители. Автор "Истории о Казанском царстве", по всей видимости, представлял трудности восприятия читателем сложного и многофигурного исторического повествования и поэтому разделил произведение на главы, каждая из которых получила заглавие. Одна или несколько глав составляют микросюжет. Эти сюжетные единицы чередуются по принципу антитезы: победы русского войска сменяются поражениями, действие переносится из Казани в Москву и обратно. Таким образом эта часть, охватывающая период времени, близкий летописному, использует соединение локальных микросюжетов, которое уже наблюдалось в предшествующем воинском повествовании ("Сказание о Мамаевом побоище"). Значительный композиционный элемент в первой части произведения представляют собой воинские повести, как информативного, так и событийного типа, включенные в состав глав, либо представляющие собой целые главы. В таком использовании жанра можно видеть следы летописной традиции, поскольку в состав летописей также входили самостоятельные воинские повести. Но есть и принципиальное отличие: в летописях отдельные эпизоды, облеченные в ту или иную жанровую форму, самостоятельны и не связаны с другими текстами; в «Казанской истории» все воинские повести включены в общий ход событий с помощью содержательных связок и соотнесения дат происходящего. Вторая подчасть центрального повествования в "Казанской истории" посвящена рассказу о взаимоотношениях Казани с Москвой в эпоху Ивана Грозного. Она повествует о двух событиях этого периода — неудачном походе 1550 г. и победоносном 1552 г. Оба они представлены в форме воинских повестей, некоторыми приемами напоминающих «Сказание о Мамаевом побоище». В этой части появляется один главный герой — Иван IV, нарисованный как идеальный правитель. Но повествование остается по-прежнему многофигурным, так как в нем действуют казанские правители, бояре московского царя, воины. Поэтому в дополнение к локальным микросюжетам возникают и сквозные сюжетные линии отдельных персонажей (например, казанской царицы Сумбеки и касимовского хана, верно служащего Ивану IV, Шигалея). В этой части меньше датировок событий, поскольку они, как правило, не разделены сколько-нибудь значительными промежутками времени. Структура повествования в этой части сложнее, чем в первой, где преобладает сюжетное начало. Появляется большое количество символических эпизодов и лирические фрагменты. Чудеса, видения и знамения, предвещающие падение Казани, сосредоточены автором после рассказа о неудачном походе 1550 г., при этом явно нарушается в ряде случаев хронология событий (например, прорицание казанской царицы о гибели города оказывается помещенным позже, чем оно произошло). Функции символических жанров различны: одни играют сюжетно мотивирующую роль (видение Ивану Грозному о построении Свияжска), другие выполняют традиционную роль предсказания событий, третьи имеют и символическую, и беллетристическую задачи (уход беса-покровителя города из мечети). Значительное место занимают во второй части произведения жанры, традиционно использовавшиеся воинским повествованием: плачи, похвалы, молитвы. Два плача последней «вольной» казанской царицы Сумбеки ярко раскрывают ее внутреннее состояние в момент, когда она оказывается не самовластной правительницей, а пленницей московского князя. Вместе с тем второй ее плач, обращенный к Казани, выполняет необычную для лирического жанра символическую функцию, предсказывая скорое падение города. Этому плачу по содержанию и настроению противопоставлена «Похвала граду Казани», выделенная автором в самостоятельную главу. Если царица оплакивала судьбу города, предсказывая его упадок, то автор в похвале показывает, что Казань, освободившись от "языческого" правления и войдя в состав православного Московского царства, стала намного прекраснее. Таким образом, лирические фрагменты приобретают важное идейное значение. Значительную роль в композиции «Истории о Казанском царстве» играет пейзаж. Автор, создавая картины природы, следует традиции воинских повестей в тех случаях, когда пейзаж указывает на время суток или составляет фон событий, и "хождений", когда речь идет о статических описаниях, эмоционально окрашенных и выражающих восхищение автора красотой или удобствами расположения какого-либо места. К этому последнему типу, необычному для воинского повествования, относятся описания мест, где были построены Казань и Свияжск. "Казанская история" завершается тремя главами, представляющими собой своеобразное заключение и создающими кольцевое обрамление повести. Они носят риторический характер и подводят итог повествованию, не внося ничего нового в содержание. Автор вновь оценивает значение победы над Казанью и возносит похвалу ее победителю Ивану IV и всему русскому воинству, как бы прямо возвращаясь к идеям, высказанным во вступлении. Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 10112
| |