Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Композиция и краткое содержание "Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г." Нестора Искандера

  • Статья
  • Еще по теме

К числу воинских повестей эпохи принадлежит произведение, рассказывающее об одном из трагических событий мировой истории — падении христианской Византийской империи в 1453 году под натиском турецких войск и превращении Константинополя, столицы православного мира, в мусульманский город. Повествование об этом событии принадлежит перу некоего русского человека по имени Нестор, по неизвестным причинам оказавшегося среди турок, принявшего мусульманство с именем Искандер и участвовавшего в описанных событиях. Повесть получила большое распространение в Древней Руси, была введена в ряд летописных сводов XVI в. и повлияла на дальнейшее развитие воинского повествования.

Композиция и краткое содержание повести

Произведение состоит из 2 частей, первая из них представляет собой пролог событий. Она рассказывает об основании Царьграда императором Константином; знамении, которое предсказывало судьбу этого изначально христианского города; о построении, красоте и величии второй христианской столицы мира.

Вторая часть содержит основной сюжет — рассказ об осаде и захвате города турками, построенный в соответствии с законами воинской повести. Первый фрагмент, который должен был поведать о причинах военных действий и сборе войск, чрезвычайно абстрактен. Автор объясняет нашествие турок "неисчетными согрешениями и беззакониями" жителей города, которые привели к наказанию — приходу иноверцев. Очень кратко упомянуты и силы, собранные султаном Магометом для похода, — «збираеть воя многа землею и моремъ».

Центральное повествование строится на перечислении перипетий военных событий. День за днем автор фиксирует приступы турок к городу, бои, ночные советы императора с вельможами и духовенством, причем эти эпизоды повторяются в рассказах о разных днях осады. Таким образом, сюжет носит линейный характер, обычный для традиционной воинской повести, но он усложнен многочисленными рассказами о битвах, предшествующих им и следующих за ними событиях. Иначе говоря, внутри единого повествования об осаде Царьграда можно выделить ряд сюжетных перипетий, каждая из которых напоминает по структуре воинскую повесть об отдельном бое. Соединены эти перипетии, прежде всего, мотивом предопределенности судьбы города, который был задан в первой части знамением: победой змеи (символа мусульманства) над орлом (символом христианства). При этом каждый день осады приближает город к концу, что сказывается в сюжетном развитии: рассказы об успешных для христиан битвах все чаще сменяются описаниями боев, удачных для врагов.

Автор все время напоминает о немногочисленности защитников города, отсутствии помощи извне. Эмоциональное напряжение увеличивается с помощью введения двух знамений, предрекающих гибель городу: из центрального собора Царьграда, церкви Софии, уходит ангел — покровитель города, а спустя некоторое время над Константинополем идет кровавый дождь.

Последняя часть повествования содержит рассказ о гибели цесаря, сдаче города и судьбе горожан после взятия Царьграда. Заключительный элемент произведения — пророчество о будущем города, также предсказанном до его построения: как люди убили змея, задушившего орла, так некогда в будущем "русии род" должен победить мусульман и возродить христианство в Константинополе. Таким образом, в повести конкретное военное событие – часть истории христианского города, представленной не в развитии, а в ее важнейших моментах — основании Царьграда и его падении. Такое расширение рамок повествования сродни тому, что мы наблюдали в «Сказании о Мамаевом побоище», хотя структура сюжета в этих двух произведениях различна.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для увзов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
24
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 14019