Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 18 века

В разделе материалов: 84
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 8 9 »

Русская литература в XVIII в. прошла значительный путь идейно-художественного развития. В начале века русская словесность могла опираться лишь на рукописную, в значительной степени еще религиозную литературу Древней Руси, на фольклор и на немногочисленные иностранные источники.


Большое значение для развития русской литературы имеет "новый слог" Карамзина, т.е. его языковая реформа. Язык произведений Карамзина коренным образом отличается от языковой манеры классицизма, упорядоченной Ломоносовым в учении о трех штилях. Это учение, необходимое для своего времени, придавало литературному языку книжный характер, отрывало его от живой речи и во время Карамзина уже устарело.


В первой половине 1790-х гг. Карамзин написал свои наиболее известные повести: "Фрол Силин" (1791), "Бедная Лиза" (1792),"Наталья, боярская дочь", "Остров Борнгольм" (1794). Повести Карамзина "Фрол Силин, благодетельный человек" и "Бедная Лиза" сближает крестьянская тема, ставшая одной из центральных во всей последующей русской литературе. Следует, однако, признать, что социальные критерии Карамзин нередко подменяет нравственными.


Представители сентиментального направления в литературе не сочиняют од, героических или эпических поэм. Они пишут стихи о природе, о дружбе, о сложных, порой неуловимых личных настроениях или романы в письмах, как будто бы совсем не "сочиненные", а подлинные документы самораскрывающейся души. Очень характерен для сентиментализма жанр путешествия.


Путешествие героя Радищева между двумя российскими столицами — новой и старой — это перемещение в историческом пространстве и времени, движение, смысл и цель которого связаны с познанием народной жизни, где крестьянство и купечество, дворцовая знать и поместное дворянство, чиновники и военные, имущие и обездоленные, великодушные и жестокосердные — все "вплетены" писателем в сложнейший узор национального бытия.


В начале 80-х гг. в русской литературе идет процесс "разламывания" классицизма, его жестких канонов. "Недоросль" Д.И. Фонвизина поразил современников живостью характеров и социальной заостренностью конфликта. В оде "Фелица" Г.Р. Державина вместо дежурной восторженности зазвучал взволнованный голос поэта. В прозе именно Радищев первым сказал новое слово в литературе, придав ему острую эмоциональность и страстность в сочетании с глубокой философичностью и публицистической яркостью.


В комедии Фонвизина — "открытый" финал, хотя поучительное наставление Стародума внешне замыкает ситуацию (и действие в целом) необходимым дидактическим результатом. Герои, возглавляемые Простаковой, обладают, кроме видимого, еще и потенциальными, "свернутыми" личностными значениями, той намеченной, угадываемой энергией, которая словно устремлена за пределы придуманных ситуаций, в реальное историческое время.


Хотя комедия "Бригадир" написана в традициях классической поэтики, но Фонвизин уже в первой сцене вводит зрителя и читателя в мир живых, узнаваемых людей с яркими индивидуальными характерами. Сама мизансцена в начале первого действия по содержанию и поведению героев, в ней участвующих, свидетельствует о реалистическом воплощении жизни провинциального дворянства.


Денис Иванович Фонвизин (1745 - 1792) родился в Москве, где прошли его детство и юность. Вначале он учился в университетской гимназии, затем, в 1761 г., стал студентом Московского университета. Как и многие молодые дворяне того времени в России, Фонвизин был увлечен идеями французских просветителей XVIII в.


Большое значение в личной творческой судьбе Н.И. Новикова имела его увлечённость масонской деятельностью. В Москве, Петербурге и в некоторых провинциальных городах России в 70-80-х гг. возникли масонские ложи разных направлений. Наиболее распространённым направлением было московское масонство, примыкавшее к немецкому ордену златорозового креста. Масоны этих лож назывались розенкрейцерами. Н.И. Новиков был одним из влиятельных руководителей московских масонов.


1-10 11-20 21-30 ... 71-80 81-84