Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Общие статьи

Сентиментализм в литературе; "Бедная Лиза" как пример сентиментализма

  • Статья
  • Еще по теме

В конце XVIII века в русской литературе оформилось еще одно литературное направление - сентиментализм. Сентиментализм зарождается как реакция на крушение просветительских иллюзий. После событий Великой Французской революции 1789 года рухнула вера в могущество и всесилие человеческого разума, способного установить на земле справедливый социальный и этический порядок. Возникла потребность в поиске иных оснований для построения новой картины мира. Сентименталистская эстетика опирается на веру в благую природу человека, хранителем которой является не разум, а сердце. Человек входит в этот мир душевно чистым, он равен себе подобным, не знает порока. Источником зла является не сам человек, а уродливый мир цивилизации, созданный им. Воспитываясь в обществе, погрязшем в пороках, пропитанном предрассудками и условностями, человек все дальше уходит от спасительной для него благой природы; его душа портится, грубеет, черствеет, теряет способность искренне и сильно любить, сострадать, сочувствовать. Опираясь на такое миропонимание, литература сентиментализма разработала свою типологию героев и конфликта. Положительным героем сентименталистских произведений стал «естественный» человек, не оторвавшийся от природы, живущий по ее законам. Он чист сердцем, простодушен и чувствителен, открыт для любви и добра. Оппозицию ему составляет «общественный» человек, подчинившийся социальным предрассудкам и порокам. Основной мотив литературы сентиментализма - мотив бегства от жестокосердного мира человеческой цивилизации на лоно природы. Меняется и жанровая система: в литературный центр выдвигаются жанры, которые находились на периферии классицистической системы - элегия, дружеское послание, идиллия, повесть.

Программным произведением русского сентиментализма стала повесть Н.М. Карамзина (1766-1826) «Бедная Лиза». История любви крестьянской девушки Лизы и молодого дворянина Эраста стала воплощением идеи внесословной ценности человека. Трагический финал этой любви был предопределен не потому, что между Лизой и Эрастом лежит непреодолимая социальная пропасть, а потому, что душа Эраста, прекрасная от природы, развращена порочным воспитанием, он привык к комфорту, ведет светскую рассеянную жизнь, а потому не способен любить так же сильно, глубоко и преданно, как Лиза - чистое дитя природы.

В повести отразились важные черты сентименталистской поэтики: повышенное внимание автора к любовным переживаниям героев, их внутреннему миру, психологизм в изображении характеров, поэтизация возвышенных чувств, специфика изображения природы, отражающей в себе эмоциональное состояние героев.

Источник: Краткий очерк истории русской литературы / Ю.А. Говорухина, А.Н. Фомина. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 43