Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Общие статьи

Сентиментализм как литературное направление, его развитие в России

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

В последние десятилетия XVIII в. в русской литературе утвердилось новое направление — сентиментализм (от франц. sentimentalisme — «чувство»), достигшее своего расцвета в девяно­стых годах столетия. Главой русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин (1766—1826).

Как и стадиально предшество­вавший классицизм, новое течение развивалось во многих странах, поэтому его можно назвать общеевропейским явлени­ем, которое было тесно связано с идеологией Просвещения. Полнее всего творческие принципы сентиментализма в Ев­ропе воплотили в своих произведениях Ж.Ж. Руссо, И.В. Гё­те, О. Голдсмит, Л. Стерн. Роман английского писателя Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», по существу, дал название всему художественному течению.

В отличие от классицизма, которому был свойствен культ разума, рационалистический подход к че­ловеку и окружающей его действительности, сентиментализм апеллировал к миру чувств. Таким образом, был сделан зна­чительный шаг вперед в художественном освоении личности. Писатели стали исследовать переменчивые эмоциональные со­стояния конкретного человека, его душевные порывы. Уже не государственные проблемы, общественный долг, не герой, под­чинивший себя высокому служению, а такие естественные чув­ства, как любовь и дружба, выходят на первое место в произ­ведениях писателей-сентименталистов.

Важной эстетической категорией для сентименталистов яв­лялась «чувствительность» (не надо путать ее с бытовой слез­ливостью и слащавостью). Этим прекрасным качеством наде­лены лучшие герои, созданные воображением представителей данного литературного направления. Большое значение приоб­ретает умение тонко чувствовать, отзываться на движения души другого человека, наконец, сострадать обездоленным. Чувстви­тельность выступает в качестве инструмента художественного познания мира. Ею проверяются положительные и отрицатель­ные персонажи, ведь далеко не каждый соответствует этим вы­соким требованиям. Именно чувствительность стала своеобраз­ным ключом, с помощью которого писатели открыли частную жизнь человека. Карамзину принадлежит четверостишие:

Что есть жизнь наша? — Сказка.

А что любовь? — Ее завязка;

Конец печальный иль смешной.

Родись, люби — и Бог с тобой!

(«Два сравнения»)

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Подробнее:

1. Крушение идеологии классицизма

2. Зарождение русского дворянского сентиментализма

3. Особенности русского дворянского сентиментализма

4. Авторы и произведения русского сентиментализма

1. Крушение идеологии классицизма

В 70-е гг. XVIII в. в русской литературе начинается постепенное разрушение идей классицизма. Предпосылками для этого явились следующие события:

      внутренние политические события России — бунт Пугачева, который оказал сильнейшее влияние на русское дворянство, вызвав страх в рядах либералов и заставив многих из них отказаться от своих идей, а также способствовал усилению режима правительства и Екатерины II по сохранению своей самодержавной власти и феодальных порядков;

      внешние политические события — революционное движение в Соединенных Штатах Америки, которые отвоевывали свою независимость от Англии, и эти события ассоциировались у русской интеллигенции и дворянства с бунтом Пугачева и также заставляли испытывать страх за сохранность своего положения;

      назревание в русском обществе такой политической ситуации, при которой необходимо было сделать выбор между деспотией царя и революцией народа, и выбор был сделан в пользу первого, что и привело к постепенному разрушению в России либеральных идей классицизма и просветительства;

      разочарование многих русских литераторов в связи с происшедшими политическими событиями в своих идеалах, причем как литературных, так и жизненных, и это приводит к постепенному краху идей классицизма в русской литературе.

2. Зарождение русского дворянского сентиментализма

Указанные предпосылки обусловили не только крах в русской литературе крупного движения — классицизма, но и способствовали возникновению нового крупнейшего направления в русской литературе - русского дворянского сентиментализма, который представлял собой первый этап русского дворянского романтизма. Эмоция, мечта — главная составляющая нового направления в русской литературе, в котором акцент переносится с острой социальной борьбы на мистику и теорию самосовершенствования. Причины, способствовавшие активному развитию в русской литературе сентиментализма:

      популярное в указанный период движение масонства, также дающие возможность уйти от пугающей и противоречивой действительности в мистические искания;

      развитие сентиментализма на Западе и его проникновение в начале 70-х гг. на российскую почву через переводную буржуазную драму.

3. Особенности русского дворянского сентиментализма

Русский дворянский сентиментализм в литературе XVIII в. имел следующие характерные особенности:

      перенос акцента с разума на чувства и эмоции;

      ориентация на самосовершенствование и самокопание;

      рассмотрение чувств, эмоций как способа решения жизненных проблем;

      уход в интимную лирику;

      отказ от политической активности в литературе;

      общий психологизм, психологический анализ человеческой души, ее чувств, эмоций и переживаний;

      отказ:

•        от изображения великих исторических личностей, царей, а акцент на изображении простых людей с их страданиями, любовью, дружбой, привязанностями и т. п.;

•        традиций Сумарокова и его школы, многие ученики которого перешли в ряды сторонников сентиментализма;

      стремление к построению в литературе мира эстетической, умилительной и изящной мечты, выраженной в художественной форме;

      сужение поэтического словаря, использование особых поэтических слов "сладостного" эмоционального характера, целью которых является не уточнение смысла высказывания, а создание настроения прекрасного самозабвения личности в искусстве;

      преобладание субъективных, а не объективных критериев красоты и истины.

4. Авторы и произведения русского сентиментализма

Наиболее ярко черты русского дворянского сентиментализма проявились в драматургии, поэзии и лирике. К литераторам - приверженцам этого направления можно отнести таких авторов как:

      Н.И. Новиков, отошедший после пугачевского бунта от идеи классицизма и либерализма и отдавший себя служению идеалам масонства, мистическая направленность которого отразилось в его литературном творчестве в 1780-е гг.;

      М. М. Херасков, создавший следующие произведения, относимые к сентиментализму:

•        поэма "Владимир Возрожденный";

•        драмы "Друг несчастных", "Гонимые", "Милана", ''Школа добродетели", "Извинительная ревность";

•        комическая опера "Добрые солдаты";

•        поэмы-сказки "Пилигримы, или искатели счастья", "Бахариана";

      М. Н. Муравьев, который писал лирические стихотворения, статьи и очерки, а также произведения в прозе, крупнейшими из которых являются " Обитель предместья" и "Эмилиевы письма";

      Ю.А. Нелединский-Мелецкий, создавший на основе фольклора, к которому он обратился в целях поиска светлых, чистых сентиментальных форм и сюжетов, множество стихотворных песен;

      Н.А. Львов, не только обратившийся к русскому фольклору в своих стихах-песнях, но и собиравший и обрабатывавший непосредственно народные песни;

      И.Ф. Богданович, являвшийся представителем группы Сумарокова, но после пугачевского бунта сделавшийся официальным поэтом - служителем деспотии, а его центральным произведением является поэма "Душенька" (вторая половина 1770-х гг.), в которой еще сохранились некоторые традиции классицизма и школы Сумарокова, но при этом наблюдаются и черты сентиментализма, среди которых можно выделить следующие:

•        использование поэтической системы классицизма, выработанной в школе Сумарокова, не для политических, а для эстетических целей;

•        стремление к изяществу и изысканности салонной игривости;

•        использование мифологических образов;

•        стремление автора с помощью сказки увести читателя и уйти самому от политических и социальных проблем реальной жизни в веселый и светлый мир шутки;

•        стремление к замене эстетизмом и веселостью пропасти в душе и, таким образом, отход от печальных и жестких реалий жизни;

•        создание особого поэтического языка, благодаря которому передавались весьма тонкие оттенки темы. Этот поэтический язык впоследствии был воспринят многими поэтами и имел следующие особенности:

-        изящность и поэтичность;

-        эмоциональную обаятельность;

-   "приятность", создаваемую через использование таких слов, как "прелестный", "нежный", "благоприятный", "сладкий" и т. п.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1816