Меню сайта
Главная » Статьи » Зарубежная литература

В разделе материалов: 621
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 62 63 »

Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Остродраматичной была судьба писателя, родившегося в испанском городе Кордубе в семье известного ритора Сенеки Старшего и выросшего в Риме. В юности он несколько лет прожил в Египте, там он познакомился с эллинистической и восточной культурами. Вернувшись в Рим, Сенека выступал на судебном поприще.


Из эпохи Нерона до нас дошел в отрывках роман «Сатирикон», или «Сатира». Его автором принято считать некоего Петрония, приближенного императора Нерона, повторившего трагическую участь Сенеки. Согласно свидетельству Тацита, это был любимец императора, аристократ, «знаток роскоши», участник и изобретатель императорских увеселений. Приговор по обвинению в заговоре он принял стоически спокойно. В своем завещании Петроний будто бы, описывая безобразные оргии, перечислил всех распутников.


Публий Корнелий Тацит (ок. 58—117) в античные времена не был причислен к сонму классиков. После его смерти наступило молчание вокруг его имени. Христианство на рубеже II и III вв. не простило писателю выпады против единобожия и — с явным намеком на буквальное значение его имени («тацит» — в переводе «молчаливый») — объявило «весьма болтливым лжецом».


Гай Светоний Транквилл (ок. 70 — ок. 140) — младший современник Тацита, участник культурного кружка Плиния Младшего. Долгое время он не решался публиковать свое первое произведение «О знаменитых людях». Плиний побуждал молодого писателя отважиться предстать перед публикой: «Я и сам не тороплюсь с изданием своих работ, но ты превзошел всю мою медлительность.


Апулей (124/125 — после 170). Полное имя писателя неизвестно. Его жизнь пришлась на историческое время, когда канули в прошлое кровавые репрессии Калигулы, Нерона и Домициана и оживились периферийные города огромной Римской империи.


Представление о человеке как «божьем рабе», прозвучавшее в пору Раннего Средневековья, накладывалось на реальную картину социального бесправия, униженного положения людских масс, на религиозную догматику, сковывающую сознание проповедью аскетизма, отречением от вольнолюбия, однако по мере многовекового отдаления от Древности оно утрачивало свое беспрекословное значение и сменялось оптимистичным утверждением «земных» идеалов гуманизма, страстным провозглашением духовного раскрепощения личности.


Ибн аль-Мукаффа (723/724—759/760) — автор своеобразных самообразовательных книг адаба зерцал — энциклопедических сводов знаний, необходимых в мусульманском мире для образованного человека и созданных с целью смягчить нравы в условиях бессмысленной жестокости и произвола, притеснений, войн.


Аль-Джахиз (775—868) — имя, стоящее у истоков литературы адаба. Некрасивая внешность послужила основанием изображать его самого героем разных смешных историй, анекдотов и поговорок. Тяжелое сиротское детство было омрачено ранним трудом базарного торговца, но тяга к знаниям, чтению, участие в ярмарочных соревнованиях сказителей и мудрецов обогащали духовно, шлифовали его речь, вывели в круг знатоков литературного творчества.


Ибн Хазм (994—1063) — ученый, юрист и знаток богословия, родился в Кордове и был сыном известного везира и внуком принявшего ислам испанца. Неудачи на поприще политики побудили его удалиться в изгнание в Альмерию, городок на берегу Средиземного моря, а затем обрекли на бродячую жизнь литератора, преследуемого богословами.


Ибн Туфейль (1100/1110—1185). В Андалусии на высоком посту везира и придворного врача при нескольких халифах был ученый, поэт, знаток музыки Ибн Туфейль. Из его наследия сохранилось одно сочинение — «Повесть о Хаййе ибн Якзане» — итог всей арабо-мусульманской культуры XII в. Оно замечательно тем, что здесь едва ли не впервые прозвучала мысль о естественном человеке и его развитии, искаженном социальными условиями.


1-10 11-20 21-30 ... 611-620 621-621