Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Гай Светоний Транквилл: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Гай Светоний Транквилл (ок. 70 — ок. 140) — младший современник Тацита, участник культурного кружка Плиния Младшего. Долгое время он не решался публиковать свое первое произведение «О знаменитых людях». Плиний побуждал молодого писателя отважиться предстать перед публикой: «Я и сам не тороплюсь с изданием своих работ, но ты превзошел всю мою медлительность. Так вот! Хватит пережидать... Произведению, вполне законченному, дальнейшая отделка ничего не прибавит, а только что-то отнимет. Дай мне, наконец, увидеть заглавие твоей книги, услышать, что ее переписывают, что свитки моего Транквилла продаются!» Среди героев этого произведения — поэты Теренций, Вергилий, Гораций, Лукан, риторы.

То, что сохранилось от этого многочастного произведения, уже характеризует писательский почерк Светония: краткость, словесная оголенность факта, возведение отдельного случая на уровень типической черты человека. Энциклопедия мелочей — та сфера, где Гай Светоний Транквилл не знает границ. Здесь интерес писателя неподражаемо изощрен: «О детских играх у греков», «О книжных знаках», «О названиях и предметах одежды, обуви и всякого рода покровов», «О брани или ругательствах и о происхождении каждого», «О знаменитых блудниках», «О телесных недостатках» и т. п., и т. д.

Благодаря ходатайству Платония Светоний занимает пост секретаря императора Адриана. В общей сложности придворная служба, которая давала ему доступ к государственным архивам, не была долгой. По обвинению в непочтительности к императрице Сабине Светония освобождают от его обязанностей, и он отдается литературному труду. Осведомленность в личных и правительственных делах римских владык позволила ему сделать достоянием гласности многое из того, что пребывало в тайниках канцелярии за семью замками или будоражило фантазию народной молвы.

Любопытным литературным опытом стало его историко-биографическое сочинение «Жизнь двенадцати цезарей» (119—121) — своеобразное документальное повествование о первых шагах диктаторской власти в Риме. Гай Светоний Транквилл нигде не высказывает прямо свои убеждения, однако сопоставление персонажей — «хороших» и «дурных» — выявляет его приверженность к идее «просвещенной монархии».

Под пристальным оком писателя проходит галерея портретов двенадцати императоров, являвших собой разные личные формы диктаторской власти, божественное происхождение которой он не оспаривает. Автор ищет лишь наиболее приемлемый вариант, чтобы назвать его «божественным»: это ряд Юлия, Августа, Клавдия, Веспасиана и Тита. Остальные — в их числе Тиберий, Гай Калигула, Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Домициан — отнесены на обочину допустимости.

Гай Светоний Транквилл не склонен к философской сосредоточенности Тацита на трагических явлениях в жизни общества. Для него все — либо забавный, либо скверный анекдот. Он выставляет фигуры цезарей то с бесстрастной фактографичностью, то с тенденциозной запальчивостью, то поворачивает их на яркий свет общественной деятельности, то погружает в полумрак закулисных интриг и нравственных пороков. Доказательство умозаключения он подменяет сенсационностью сообщения, которое должно поразить читательское воображение, будь то поход Юлия Цезаря или обжорство Вителлия. Собрав все достоинства человека на одной чаше весов и все его недостатки на другой, писатель как бы выясняет, что же перетягивает у Нерона или Тиберия. Занимательности ради им уничтожается хронологическая последовательность и вместе с нею логическая связность. Назидательную поучительность Гай Светоний Транквилл переплавляет в занимательность, которая втягивает читателя в водоворот событий и фактов, устремленных к однозначной оценке.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1148