Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 18 века

В разделе материалов: 79
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 7 8 »

В начале 80-х гг. в русской литературе идет процесс "разламывания" классицизма, его жестких канонов. "Недоросль" Д.И. Фонвизина поразил современников живостью характеров и социальной заостренностью конфликта. В оде "Фелица" Г.Р. Державина вместо дежурной восторженности зазвучал взволнованный голос поэта. В прозе именно Радищев первым сказал новое слово в литературе, придав ему острую эмоциональность и страстность в сочетании с глубокой философичностью и публицистической яркостью.


В комедии Фонвизина — "открытый" финал, хотя поучительное наставление Стародума внешне замыкает ситуацию (и действие в целом) необходимым дидактическим результатом. Герои, возглавляемые Простаковой, обладают, кроме видимого, еще и потенциальными, "свернутыми" личностными значениями, той намеченной, угадываемой энергией, которая словно устремлена за пределы придуманных ситуаций, в реальное историческое время.


Хотя комедия "Бригадир" написана в традициях классической поэтики, но Фонвизин уже в первой сцене вводит зрителя и читателя в мир живых, узнаваемых людей с яркими индивидуальными характерами. Сама мизансцена в начале первого действия по содержанию и поведению героев, в ней участвующих, свидетельствует о реалистическом воплощении жизни провинциального дворянства.


Денис Иванович Фонвизин (1745 - 1792) родился в Москве, где прошли его детство и юность. Вначале он учился в университетской гимназии, затем, в 1761 г., стал студентом Московского университета. Как и многие молодые дворяне того времени в России, Фонвизин был увлечен идеями французских просветителей XVIII в.


Большое значение в личной творческой судьбе Н.И. Новикова имела его увлечённость масонской деятельностью. В Москве, Петербурге и в некоторых провинциальных городах России в 70-80-х гг. возникли масонские ложи разных направлений. Наиболее распространённым направлением было московское масонство, примыкавшее к немецкому ордену златорозового креста. Масоны этих лож назывались розенкрейцерами. Н.И. Новиков был одним из влиятельных руководителей московских масонов.


После закрытия "Комиссии по составлению Нового Уложения" особенно настоятельно возникла задача овладения общественным мнением, задача борьбы с освободительными идеями, которые, по примеру Франции, начали воздействовать на русскую интеллигенцию. В этих условиях у императрицы появилась мысль об издании сатирических журналов.


В 1786 г. Екатерина II написала "Историческое представление из жизни Рюрика". В этой пьесе были использованы сведения из Никоновской летописи о событиях конца IX столетия в Новгороде.


Заметный след в отечественной литературе оставили комедии и комические оперы Я.Б. Княжнина. "В творениях Княжнина, — писал П.А. Вяземский, — нет природы истинной, чистой. Но если допустить, что на сцене позволительно создать мир театральный, только по некоторым отношениям соответственный миру действительному, то, без сомнения, должно признать Княжнина первым комиком нашим".


В стихотворениях Княжнина разных лет можно обнаружить приметы раннего сентиментализма, воплощенного в настроении и душевном самочувствии лирического героя, в специфической, "сладостной", стилистике поэтической речи. Княжнин нередко обращается к эпикурейским мотивам, однако в наслаждениях и радостях жизни, в любовании красотой, воплощенной в природе или искусстве, определяющим для писателя является не сила переживания, но его мера.


Яков Борисович Княжнин (1740 - 1791) был сыном псковского вице-губернатора. До десяти лет он воспитывался в доме отца, а затем поступил в гимназию при Академии наук, где получил достаточную подготовку в разных областях знаний. Особенно значительными успехи Княжнина были в изучении иностранных языков - итальянского, французского и немецкого, — что в немалой степени определило его дальнейшую судьбу.


1-10 11-20 21-30 ... 61-70 71-79