Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 18 века

В разделе материалов: 89
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 8 9 »

Среди выдающихся писателей второй половины XVIII в. особое место занимает А.Н. Радищев. Обычно его именуют первым в России революционером, призвавшим к свержению самодержавия, непримиримым врагом крепостничества. Все эти определения, безусловно, верны.


Екатерининская эпоха дала русской литературе много ярких имен. Одним из наиболее прославленных и влиятельных пи­сателей второй половины XVIII в. был Г.Р. Державин. Человек большого таланта и яркой судьбы, он прожил долгую жизнь, полную удивительных событий, изобиловавшую взлетами и па­дениями.


«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее от­цом, ее пестуном; он был ее Петром Великим». Эти слова, принадлежащие Белинскому, как нельзя лучше передают зна­чение и смысл литературных и филологических трудов поэта и ученого. Подобно Петру, создавшему новую Россию, Ломо­носов двинул вперед новую российскую литературу, рефор­мировал ее язык и стихосложение.


В 90-е гг. XVIII в. Карамзин создает цикл повестей. В некоторых из них он обращается к современности, к жизни обычных людей. Герой его повести «Фрол Силин, благодетельный человек» — крестьянин. Восхваляя его достоинства, Карамзин оставляет в стороне основное зло — крепостное право, утверждая, что благополучие крестьянина зависит лишь от него самого, от его трудолюбия и благоразумия.


Самый крупный и значительный прозаик XVIII в.— Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в своем творчестве не только сатирически остро, смело критикует существующие порядки, но и утверждает необходимость революционных преобразований.


Русская литература в XVIII в. прошла значительный путь идейно-художественного развития. В начале века русская словесность могла опираться лишь на рукописную, в значительной степени еще религиозную литературу Древней Руси, на фольклор и на немногочисленные иностранные источники.


Большое значение для развития русской литературы имеет "новый слог" Карамзина, т.е. его языковая реформа. Язык произведений Карамзина коренным образом отличается от языковой манеры классицизма, упорядоченной Ломоносовым в учении о трех штилях. Это учение, необходимое для своего времени, придавало литературному языку книжный характер, отрывало его от живой речи и во время Карамзина уже устарело.


В первой половине 1790-х гг. Карамзин написал свои наиболее известные повести: "Фрол Силин" (1791), "Бедная Лиза" (1792),"Наталья, боярская дочь", "Остров Борнгольм" (1794). Повести Карамзина "Фрол Силин, благодетельный человек" и "Бедная Лиза" сближает крестьянская тема, ставшая одной из центральных во всей последующей русской литературе. Следует, однако, признать, что социальные критерии Карамзин нередко подменяет нравственными.


Представители сентиментального направления в литературе не сочиняют од, героических или эпических поэм. Они пишут стихи о природе, о дружбе, о сложных, порой неуловимых личных настроениях или романы в письмах, как будто бы совсем не "сочиненные", а подлинные документы самораскрывающейся души. Очень характерен для сентиментализма жанр путешествия.


Путешествие героя Радищева между двумя российскими столицами — новой и старой — это перемещение в историческом пространстве и времени, движение, смысл и цель которого связаны с познанием народной жизни, где крестьянство и купечество, дворцовая знать и поместное дворянство, чиновники и военные, имущие и обездоленные, великодушные и жестокосердные — все "вплетены" писателем в сложнейший узор национального бытия.


1-10 11-20 21-30 ... 71-80 81-89