Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Карамзин Н.М.

О чем повести Н.М. Карамзина?

  • Статья
  • Еще по теме

В 90-е гг. XVIII в. Карамзин создает цикл повестей. В некоторых из них он обращается к современности, к жизни обычных людей. Герой его повести «Фрол Силин, благодетельный человек» — крестьянин. Восхваляя его достоинства, Карамзин оставляет в стороне основное зло — крепостное право, утверждая, что благополучие крестьянина зависит лишь от него самого, от его трудолюбия и благоразумия.

Самая известная из повестей Карамзина — «Бедная Лиза» (1792). Проникновенно и поэтично описал автор трогательную историю простой девушки, способной на глубокое, сильное чувство. А его фраза «И крестьянки любить умеют» стала крылатой. Одушевив в лирических описаниях природу, Карамзин был первым, кто научил читателей видеть и ценить красоту повседневного.

Сюжет повести — самоубийство девушки-крестьянки, оставленной обольстившим ее дворянином, — имеет, несомненно, социальную окраску. Однако автор переводит конфликт из социального в психологический план. Эраст, легкомысленный любовник, потрясен смертью Лизы, его мучит раскаяние, и Карамзин, человек глубоко религиозный, в конце повести выражает надежду на примирение Лизы и Эраста в «загробной жизни».

В повести «Наталья, боярская дочь» (1792) Карамзин описывает события XVII в. Однако историзм повести весьма условен — идиллически нарисованы отношения милостивого царя и его доброго боярина Матвея Андреева с народом. В центре повести — история любви дочери Матвея Натальи и опального боярина Алексея Любомирского, который доказывает свою верность Отечеству и государю. В этой повести Карамзин стремится показать, как частная жизнь героев связана с интересами общими, государственными.

В иной стилевой манере созданы повести «Остров Борнгольм» (1794) и «Сиерра-Морена» (1795), герои которых охвачены бурными страстями. «Законы сердца и законы неба» приходят в противоречие — и в результате страшные бедствия обрушиваются на людей. По «бурнопламенности» страстей, таинственной недоговоренности, мрачному или экзотическому пейзажу, напряженной метафоричности языка эти повести в известной мере предваряют произведения романтиков, в частности А. Бестужева-Марлинского.

Одно из последних художественных произведений Карамзина в прозе — повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» (1803). В ней нашли отражение вопросы республиканского и монархического правления, волновавшие Карамзина как историка. «Республиканец по чувствам» и «верный подданный царя русского», как называл себя сам Карамзин, здесь он отдает свои симпатии новогородцам и отстаивающей новогородские вечевые устои Марфе Борецкой. Однако логика истории приводит к торжеству московского царя. И Карамзин принимает это как неизбежное и выражает надежду, что «польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским».

Представляет интерес и неоконченная повесть Карамзина «Рыцарь нашего времени» (1802— 1803) — опыт психологического романа на автобиографическом материале, первое в русской литературе произведение, где дан анализ детской психологии.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1218