Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Карамзин Н.М.

Николай Карамзин: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Современному читателю Карамзин, биографию и творчество которого мы рассмотрим, известен прежде всего как автор многотомной "Истории государства Российского", одного из самых известных исторических исследований о прошлом России, однако было время, когда повестями писателя зачитывались, его считали "властителем дум и душ" российских читателей конца - начала XIX веков. И в первую очередь это было связано с его повестями, в которых произошло обращение к человеку, в которых впервые в русской литературе именно душа человеческая оказалась в центре внимания автора и читателя.

Более сорока лет отдал Карамзин (годы жизни - 1766-1826) служению русской литературе. Он начинал как переводчик, в конце 80-х годов в печати появляются его переводы трагедий Лессинга и Шекспира. В 1789-м году он публикует свою первую повесть "Евгений и Юлия", в которой обозначились основные черты его эстетики. В основе эстетической концепции Карамзина лежала идея уникальности и самоценности личности, душевная красота и нравственное достоинство которой не зависят от её имущественного и сословного положения. Эта идея была тесно связана с мыслью о возможном всеобщем братстве людей, которое станет возможным потому, что люди – "дети одного отца". "Вам даны одни законы, вам даны одни сердца" (стихотворение "Песня мира", 1792).

Эстетика сентиментализма, в которой "жизнь сердца" занимает ведущее место, оказалась близка исканиям Карамзина, и в 90-е годы он создаёт ряд повестей, в которых воплощает свои идеи о равенстве людей и необходимости оценивать человека по его нравственному достоинству. Такое стало возможным благодаря тому, что повести Карамзина в высшей мере психологичны, до него русская литература не знала такого пристального внимания к душевной жизни человека, такого глубокого проникновения в нее. Это и стало причиной необыкновенной популярности повестей Карамзина у читателя, находившего в них не придуманные, далекие от его жизни, страсти и переживания, а близкие к его собственным мысли и чувства. Повети "Бедная Лиза" (1792), "Остров Борнгольм" (1794) и "Сиерра-Морена" (1794) проникнуты чувствительностью, состраданием к людям, о которых он пишет, и это авторское отношение к героям задаёт тон их читательскому восприятию; утверждение в них величия и всемогущества любви и нравственности стало созвучным общественным потребностям в признании права человека на личную жизнь как на нечто, что значит если и не больше, то уж и никак не меньше, чем жизнь общественная, утверждению первенства которой была посвящена литература классицизма.

К 1792-му году была опубликована большая часть "Писем русского путешественника" Карамзина, которые, с одной стороны, посвящены описанию Европы какой она увиделась автору во время его путешествия, с другой же - стали одной из уникальных форм увидеть Россию в сопоставлении со странами, которые на тот момент находились на совсем другом уровне развития общественных отношений. Публикация этих "писем" в "Московском журнале" вызвала большой интерес читателей и сделала известным имя автора. Полностью работа над "Письмами..." была завершена к 1794-му году, однако, несмотря на выход их отдельным изданием (1797), только в издании 1801-го года удалось поместить впечатления автора о революционном Париже.

Считается, что в конце 90-х годов во взглядах Карамзина произошел определенный перелом, связанный с утратой им веры в то, что просвещение способно изменить жизнь людей к лучшему. Обычно его начало связывают с философским диалогом "Разговор о счастии" (1897), в котором берется под сомнение сама возможность исправления мира и людей теми средствами, которые предлагает идеология просвещения.

В 1802-03-м годах Карамзин начинает издавать новый журнал "Вестник Европы", в котором сотрудничали Державин, Дмитриев, Жуковский. Сам Карамзин в критических статьях утверждал необходимость обретения русской литературой национальной самобытности, ее активной роли в гражданском воспитании народа, формирования с помощью литературы гражданского самосознания россиян на примере "героических характеров", которые каждый писатель может и должен отыскивать в истории страны. Особого рода воплощением этих эстетических положений писателя стала его историческая повесть "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода" (1803), в которой на историческом фоне создан сильный, свободолюбивый характер русской женщины, сумевшей противостоять царскому деспотизму.

Однако главным для Карамзина в начале века стала работа над "Историей государства Российского", которая началась примерно в 1804-м году и продолжалась до самой смерти писателя. Появление в 1818-м году первых восьми томов этого замечательного по своим художественным достоинствам исторического труда (не случайно Ф. И. Буслаев в середине XIX века свой курс гимназической литературы строил на основе "Истории..." Карамзина) вызвало в русском обществе небывалый до этого интерес к истории страны, патриотический подъём, гордость за славное прошлое, хотя, например, декабристы и не разделяли историософских взглядов Карамзина, полагая, что он недостаточно активно обличает тиранию и деспотизм тех, кто в разные годы правил Россией. В 1821-м году вышел девятый том "Истории...", в котором исследовалась одна из самых страшных и "темных" страниц русской истории - эпоха Ивана Грозного, который также был воспринят неоднозначно, но осуждение в нем Грозного-тирана было одобрено большинством современников. В 1824-м году Карамзин выпустил десятый и одиннадцатый тома, посвященные Федору Ивановичу и Борису Годунову, работу же над двенадцатым томом прервала смерть писателя. Нужно отметить, что "История государства Российского" стала книгой, которая получила "большую жизнь" в художественной литературе, к ней обращались писатели, создававшие исторические произведения, в том числе Пушкин ("Борис Годунов") и Рылеев.

Место Карамзина в истории русской литературы определяется тем вкладом, который он внёс в ее развитие, и вклад этот весьма значителен: он был основоположником сентиментализма, он создал "Письма русского путешественника", он создал историю России, на изучении которой вырастали поколения россиян, учившихся гражданственности и патриотизму, доброте и человечности у Карамзина и героев его произведений.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2060