Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 93
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 9 10 »

Образцом повествовательного искусства Древней Руси по праву считается «Повесть о Петре и Февронии», принадлежа­щая перу писателя-публициста XVI в. Ермолая-Еразма (Ермолай Прегрешный). Это произведение представляет собой ли­тературную обработку легенд и преданий о муромском князе Петре и его жене Февронии, складывавшихся на протяжении столетий.


Очень важную роль в жизни средневекового общества иг­рала агиография (от греч. агиос — святой, графо — пишу). Житийная, или агиографическая, литература, пожалуй, наи­более распространенный вид средневековых текстов. Жизне­описания святых создавались по определенным правилам. Этот жанр был каноническим, в нем традиционность древнерусской литературы проявлялась в полной мере.


Средневековый человек не был столь подвижен и легок на подъем, как наши современники. Путешествия, перемещения в пространстве совершались в то время реже и были сопря­жены со значительно большими испытаниями и трудностями. Дальние странствия становились своеобразным подвигом, они таили в себе опасности и могли длиться годами. Древнерус­ские произведения, рассказывающие об увиденном и услышан­ном путешественником на чужбине, назывались хожениями.


В составе «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку сохранилось «Поучение» великого князя киевского Вла­димира Всеволодовича Мономаха (1053—1125). Это яркий об­разец светского дидактического сочинения, отличающегося по своей форме и содержанию от поучений церковных писателей.


По прошествии всего нескольких десятилетий с момента крещения Руси в Киеве было создано выдающееся ораторское произведение «Слово о Законе и Благодати». Его автор — свя­щенник церкви в Берестове Иларион. «Муж благ, книжен и постник», он пользовался особым покровительством Яросла­ва Мудрого.


Действие, которое произвело «Слово о полку Игореве» при выходе в свет, похоже на явление чудотворной иконы, когда верующие и неверующие устремляются к ней за исцелением. В «Слове» чувствовалась мощь незаурядного таланта безымян­ного автора, сила глубокого патриотизма, любви к Родине, Русской земле.


Прошло много времени с тех пор, когда было написано «Слово о полку Игореве» (1187 г.), но и сейчас оно звучит современно. И в этом, конечно, заслуга человека, написавшего это произведение. Читая «Слово», мы можем представить себе его автора как разностороннего человека.


Житие (соответствует греч. vita — жизнь; более широко «агиография» — от «hagios» — «святой» и grapho — «пишу») — литературный жанр биографии, жизнеописания святых — знаменитых епископов, патриархов, монахов — основателей тех или иных монастырей; реже — биографии светских лиц, причисленных к лику святых.


Авторство «Слова о полку Игореве» — до сих пор нерешенная проблема. Существуют несколько версий: Галицкий книжник Тимофей (Н. Головин), «словутный певец Митуса» (А.К. Югов), тысяцкий Рагуил Добрынич (В.Г. Федоров), его сын (И.А. Новиков), певец Ходына (В.Д. Кузьмина, А.Ю. Чернов), летописец Петр Бориславович (Б.А. Рыбаков), черниговский воевода Ольстин Олексич (М.Т. Сокола), князь Игорь (Н.В. Шарлемань), киевский князь Святослав (В.В. Медведев), Галицкий князь Владимир Галицкий (С.Г. Пушик) и др.


Сходство с фольклором сказывается в художественных средствах: в использовании отрицания в строении метафор («не буря соколы занесе черезъ поля широкая»), в постоянстве эпитетов («чистое поле», «злато слово», «острые мечи» и т. д.), в песенной символике (герой — сокол; кукушка — тоскующая женщина; ворон — символ грубой силы)


1-10 11-20 21-30 ... 81-90 91-93