Главная » Статьи » Древнерусская литература |
В разделе материалов: 66 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 » |
С точки зрения истории культуры в Западной Европе к XIV—XV векам заканчивается эпоха Средневековья, уступая место эпохе Возрождения. Переходное время между двумя эпохами часто называют Предвозрождением. Перемены охватывают все сферы культурной жизни, в особенности изобразительное искусство и литературу. |
В «Слове о полку Игореве» с художественной убедительностью соединяются исторический фон и современность автора произведения. Упоминаемые автором исторические события так тесно переплетены с происходящим, что на протяжении всего произведения остаётся чувство единой истории русского народа. |
Историческая ценность содержания «Слова» состоит в том, что оно дополняет наши представления об эпохе, непосредственно предшествовавшей монгольскому нашествию и более чем двухсотпятидесятилетнему игу. Произведение посвящено описанию одного из многочисленных событий XII века — военному походу против врагов, осаждавших границы древнерусского государства. |
Одним из ведущих жанров древнерусской литературы была летопись. Это самобытный русский жанр, не известный византийской литературе, его структура и принципы вырабатывались русскими книжниками постепенно и сложились окончательно во второй половине XI — начале XII века. |
Большую, чем «Задонщина», популярность приобрело на Руси другое произведение о Куликовской битве — «Сказание о Мамаевом побоище». Это обширное литературное произведение, построенное по всем правилам средневековой воинской повести: с четким противопоставлением своих и врагов, с непременным упоминанием княжеских молитв к Богу и обращений к воинам, с описанием дипломатических переговоров, с яркими и подробными описаниями сборов войска и самого сражения. |
Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной... |
Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что "несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси - так называемое "Поучение Владимира Мономаха". Анализ произведения вы найдете в данной статье. |
«Хождение за три моря» - путевые записки Афанасия Никитина. В основу «Хождения...» легли впечатления тверского купца, странствовавшего по Среднему Востоку и Индии (1466—1472 гг.). Еще в низовьях Волги товары «тверитина» были разграблены, однако он вынужден был продолжить путешествие. Через Персию и Индийский океан достиг Индии, где прожил около трех лет. |
«Маргарит» — сборник проповедей Иоанна Златоуста. Этим красивым словом, вынесенным в заглавие (буквально «жемчужины»), в Византии, а позже и на Руси называли списки слов (гомилий, проповедей) великого антиохийского проповедника Иоанна, за красноречие прозванного Златоустом. Сборник не имел строгого содержания — в наиболее полных византийских рукописях число бесед достигает 80, в славянских списках их содержится не более 20. |
«Легенда о граде Китеже» (варианты названий: «Сказание о граде Китеже», «Китежская легенда» и др.) — цикл русских легенд. Социально-утопические легенды этого цикла имеют книжно-фольклорное происхождение. В основе рукописной традиции «Легенды...» находится два источника: 1) «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 [1237] сентября в 5 день» (или: «Китежский летописец»), содержащая рассказ об основании Большого и Малого Китежей Георгием Всеволодовичем Суздальским и о гибели св. князя и городов в дни нашествия Батыя |