Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 76
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 7 8 »

На основе летописной традиции ХI в. была создана самая значительная летопись Киевской Руси — «Повесть временных лет» (1113). Она была названа так учеными по первым своим строкам: «Се повести временных лет, откуду есть пошьла Русьская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русьская земля стала есть». Свод дошел до нас в позднейших летописных памятниках, соединившись с последующими сводами.


Летописание можно считать наиболее ранним видом оригинального (непереводного) литературного творчества Древней Руси. Появилось оно на основе устных преданий и отдельных письменных источников в связи с потребностью уяснить прошлое, понять истоки различных явлений, в целях сохранения сведений о настоящем для потомков.


Летопись (хроника) — вид исторического повествования по годам, широко распространенный в средние века. Несмотря на чисто внешний признак (писание «по летам»), летопись — это не просто погодная запись событий, это «законченный, систематизированный труд по истории русского народа» (Б.Д. Греков), «энциклопедия жизни нашего государства» (Д.С. Лихачев).


Древнерусская литература существовала около семи столетий, отсюда богатство и многообразие ее жанрового состава. Жанровый состав отечественной литературы ХI — ХVII вв. складывался в результате взаимодействия трех сфер духовной деятельности: устного народного творчества, церковно-книжной письменности и светской литературы.


Существует множество периодизаций истории древнерусской литературы. И.П. Щеблыкин, вслед за Н.В. Водовозовым, предлагал выделять в истории древней русской литературы три основных периода: литература Киевской Руси (ХI–XII вв.); литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (ХIII — начало ХVI в.); литература периода укрепления централизованного Русского государства во главе с Москвой (ХVI — ХVII вв.), обуславливая литературные периоды характером политического, экономического и культурного развития страны.


В современной науке существует несколько точек зрения на метод древнерусской литературы. Д.С. Лихачев, придерживавшийся широкого понимания художественного метода (как системы определенных принципов отражения действительности), говорил о многообразии художественных методов в древнерусской литературе и даже у отдельного автора.


Судьба многих литературных героев связывается с путешествием: “охота странствовать” в поисках ума “нападает” на Чацкого, бежит от тоски на юг России и Кавказ Онегин, на пути в Персию умирает Печорин, летит на “птице-тройке” Чичиков. Преодолевают пространство герои Гомера, Жюля Верна, А. Конан Дойля и Б. Окуджавы.


В XI—XII вв. в Древней Руси сложились две разновидности красноречия: дидактическое “поучение” и торжественная проповедь (“слово”). “Слово” посвящалось важным событиям общественной жизни и церковным праздникам.


Апокрифическая литература представляет собой оригинальный сплав народного религиозного мировоззрения и мышления, основанного прежде всего на языческих и мифологических верованиях, с религиозной (в том числе христианской) догматикой, философией и богословием.


“Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в XVI в. талантливым и образованнейшим русским писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом. События, описываемые в “Повести”, происходили скорее всего в XII — начале XIII в. и сохранились в устных муромских преданиях, опираясь на которые и писал Ермолай. Петра и Февронию называют Тристаном и Изольдой русского средневековья. Так ли это?


1-10 11-20 21-30 ... 61-70 71-76