Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Ораторская проза Древней Руси

  • Статья
  • Еще по теме

По прошествии всего нескольких десятилетий с момента крещения Руси в Киеве было создано выдающееся ораторское произведение «Слово о Законе и Благодати». Его автор — свя­щенник церкви в Берестове Иларион. «Муж благ, книжен и постник», он пользовался особым покровительством Яросла­ва Мудрого. В 1051 г. великий князь киевский, отстаивавший религиозную независимость Руси от Византии, «постави» Илариона митрополитом. Однако после смерти Ярослава в 1054 г. главой русской церкви вновь оказался прибывший из Констан­тинополя грек —- Ефрем. О дальнейшей судьбе Илариона ни­чего не известно. Обычно «Слово», первое произведение оте­чественного красноречия, да, пожалуй, и всей нашей литерату­ры, датируют 1037—1050 гг. У современных исследователей нет единого мнения о времени и месте его произнесения. Назы­вают 1038 и 1049 гг., Десятинную церковь, Софийский собор и церковь Благовещения на Золотых воротах в Киеве.

Ораторские произведения на Руси именовались «словами». В этом жанре проявилось искусство проповедников, опирав­шихся на традиции христианской книжности, достижения ви­зантийских и славянских риторов. Тематика и практическое назначение «слов» были различны. Особой патетики, высокого художества древнерусские авторы достигали в произведениях торжественного красноречия. В эстетическом плане эти памят­ники стоят выше обычных церковных поучений, адресованных прихожанам. Иларион обращался к слушателям именно с тор­жественной речью.

«Слово о Законе и Благодати» имеет трехчастную компози­цию. Сопоставление Ветхого и Нового Завета (Закона и Бла­годати), иудаизма и христианства придает публицистическому сочинению историософское звучание. Закон (его символизиру­ет библейская рабыня Агарь) определял жизнь только иудей­ского народа. Пришедшая же ему на смену Благодать (свобод­ная Сарра) — всеобщее достояние. Опираясь на традиции хри­стианской книжности, Иларион отстаивает идею равноправия христианских народов, размышляет о месте среди них «язы­ка рускаго».

С особым чувством славит Иларион князя Владимира Крес­тителя, сравнивает его подвиг по утверждению христианства на Руси с деяниями византийского императора Константина Ве­ликого. Русь, самостоятельно принявшая крещение, по словам оратора, «ведома и слышима есть всеми концы земля». Ее ве­личие упрочил Ярослав — достойный продолжатель дела отца.

Риторическое искусство Илариона, обращавшегося к слуша­телям и читателям «преизлиха насыштьшемся сладости книж­ные», эмоциональность стиля и патриотический пафос произ­ведения стали причиной частого обращения к «Слову» позд­нейших писателей Древней Руси.

Среди самых известных проповедников Древней Руси, про­славившихся силой своего воздействия на слушателей, особое место занимают Кирилл Туровский (XII в.) и Серапион Вла­димирский (XIII в.). Кирилл Туровский имел на Руси извест­ность «второго Златоуста». Епископ владимирский Серапион проповедовал в пору разорительного татарского нашествия. Его «слова» отразили трагическое время упадка древнерусского го­сударства.

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 71