Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература » Другое

В категории материалов: 54
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 6 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Житие (соответствует греч. vita — жизнь; более широко «агиография» — от «hagios» — «святой» и grapho — «пишу») — литературный жанр биографии, жизнеописания святых — знаменитых епископов, патриархов, монахов — основателей тех или иных монастырей; реже — биографии светских лиц, причисленных к лику святых.


«Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче» («Задонщина») (конец 80‑х — начало 90‑х годов ХIV в.), «писание Софониа старца рязанца» (это имя присутствует в ряде списков памятника, но до конца эта версия авторства научно не подтверждена; Р.П. Дмитриева поставила под сомнение авторство Софония).


Форма воинской повести, распространенная песенными вставками героического и новеллического характера, характерна и для «Повести о разорении Рязани Батыем». Споры об авторстве повести не утихают до сих пор. Произведение включено в большой свод повестей о св. Николае Зарайском, написанный, очевидно, разными людьми. К тексту повести Волоколамского списка ХVI в. есть приписка: «Сие написал Евстафий», на основании чего Н.В. Водовозов считал автором человека, пережившим татарское нашествие на Рязань.


Господствующее положение среди жанров мирской литературы ХI — ХVII вв. занимала в древней словесности историческая повесть, посвященная выдающимся событиям. К повести примыкали исторические сказания и предания. В основе сказания лежал какой-то сюжетно завершенный эпизод, не развернутый в особое повествование; в основе предания — устная легенда.


Летописание можно считать наиболее ранним видом оригинального (непереводного) литературного творчества Древней Руси. Появилось оно на основе устных преданий и отдельных письменных источников в связи с потребностью уяснить прошлое, понять истоки различных явлений, в целях сохранения сведений о настоящем для потомков.


Летопись (хроника) — вид исторического повествования по годам, широко распространенный в средние века. Несмотря на чисто внешний признак (писание «по летам»), летопись — это не просто погодная запись событий, это «законченный, систематизированный труд по истории русского народа» (Б.Д. Греков), «энциклопедия жизни нашего государства» (Д.С. Лихачев).


Древнерусская литература существовала около семи столетий, отсюда богатство и многообразие ее жанрового состава. Жанровый состав отечественной литературы ХI — ХVII вв. складывался в результате взаимодействия трех сфер духовной деятельности: устного народного творчества, церковно-книжной письменности и светской литературы.


Существует множество периодизаций истории древнерусской литературы. И.П. Щеблыкин, вслед за Н.В. Водовозовым, предлагал выделять в истории древней русской литературы три основных периода: литература Киевской Руси (ХI–XII вв.); литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (ХIII — начало ХVI в.); литература периода укрепления централизованного Русского государства во главе с Москвой (ХVI — ХVII вв.), обуславливая литературные периоды характером политического, экономического и культурного развития страны.


В современной науке существует несколько точек зрения на метод древнерусской литературы. Д.С. Лихачев, придерживавшийся широкого понимания художественного метода (как системы определенных принципов отражения действительности), говорил о многообразии художественных методов в древнерусской литературе и даже у отдельного автора.


Судьба многих литературных героев связывается с путешествием: “охота странствовать” в поисках ума “нападает” на Чацкого, бежит от тоски на юг России и Кавказ Онегин, на пути в Персию умирает Печорин, летит на “птице-тройке” Чичиков. Преодолевают пространство герои Гомера, Жюля Верна, А. Конан Дойля и Б. Окуджавы.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-54