Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Жанр литературы житие: характеристика жанра

  • Статья
  • Еще по теме

Житие (соответствует греч. vita — жизнь; более широко «агиография» — от «hagios» — «святой» и grapho — «пишу») — литературный жанр биографии, жизнеописания святых — знаменитых епископов, патриархов, монахов — основателей тех или иных монастырей; реже — биографии светских лиц, причисленных к лику святых. Житие создавалось ближайшими друзьями святого, но не раньше его канонизации. Писалась такая биография с целью прославления памяти святого и сохранения для потомков его деяний. Жанр возникает именно в христианской литературе; эпоха его расцвета в византийской литературе — VIII — ХI вв. Из литературы, предназначенной для чтения, в Древней Руси житие пользовалось наибольшей распространенностью. Каноны жития оформляются в Византии в VIII — ХI вв.: определенная структура, идеальный герой без каких-либо индивидуальных черт, сознательное преобразование фактов реальной жизни в соответствии с идеей прославления духовных и нравственных качеств героя.

Житийная схема, сложившаяся на протяжении нескольких столетий, определяла в основных чертах характеристику идеального святого, стиль и композиционные элементы жития. Каноническому житию было свойственно неторопливое повествование в третьем лице; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому, патетически окрашенные отступления, подкрепляемые цитатами из «священного писания». В некоторых житиях встречался портрет святого, схематично нарисованный путем простого перечисления основных его примет. Начиналось житие со вступления, включающего самоуничижение автора и доводы, побуждавшие его «отважиться» писать житие. Затем шла главная часть, которая строилась по плану: 1) родители и родина святого; 2) этимологический смысл его имени; 3) обучение; 4) отношение к браку; 5) подвижничество; 6) предсмертные наставления; 7) кончина; 8) чудеса. Заключение содержало похвалу святому. По этому плану излагались не все биографические сведения о святом, а только те, которые соответствовали обобщенному и канонизированному типу христианского героя. Стиль житий большей частью богато украшен сравнениями, метафорами, эпитетами. В композиционном отношении для них характерны диалогическая форма речи, длинные монологи, молитвы, плачи, лирические отступления и восклицания.

Житие требовало от агиографа строго определенного изображения героев — резко отрицательного или подчеркнуто положительного. Главный герой был обязательно идеализированный положительный образ, стойкий борец за веру, победитель чудовищ и злых сил, мудрец; «злодей» вводился в житие для контраста и присутствовал на заднем плане. Житие не предполагало изображения становления характера, поэтому события его — лишь иллюстрации святости героя. Автор жития, изображая человека, стремился устранить все черты его индивидуального характера. Основным средством построения образа становится гипербола.

Особой разновидностью житийных текстов были «патерики» («отечники») — произведения, в которых давалось не все жизнеописание того или иного монаха, а лишь наиболее важные с точки зрения их святости подвиги. Переводные патерики бытовали на Руси с ХI в. («Египетский патерик», «Иеру салимский патерик», «Римский патерик»). Патериковым рассказам была свойственна сюжетность, занимательность, сочетание наивной фантастики с бытовыми эпизодами.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 175