Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Древнерусские хожения - что это такое, примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Средневековый человек не был столь подвижен и легок на подъем, как наши современники. Путешествия, перемещения в пространстве совершались в то время реже и были сопря­жены со значительно большими испытаниями и трудностями. Дальние странствия становились своеобразным подвигом, они таили в себе опасности и могли длиться годами. Древнерус­ские произведения, рассказывающие об увиденном и услышан­ном путешественником на чужбине, назывались хожениями.

Хожения повествуют о многих землях, рассказывают о бы­те, обычаях народов различных стран. У авторов таких произ­ведений могли быть разные цели и маршруты. В Древней Руси особенно распространены были паломничества, целью которых было поклонение святым местам. Палестина, христианские центры Востока, Царьград притягивали к себе наших предков. Конечно, не все паломники оставили свои записки, но именно паломнические хожения стояли у истоков древнерусской путе­вой литературы. Наиболее ранним и весьма популярным в по­следующие века было «Хожение игумена Даниила». Игумен од­ного из черниговских монастырей совершил свое путешествие к святым местам в 1106—1108 гг.

Однако не только паломники, но и купцы оставили свои по­вествования этого жанра. Ярчайший пример такого хожения — путевые заметки тверского купца Афанасия Никитина. В осно­ву «Хожения за три моря» легли впечатления от странствий «тверитина» по Среднему Востоку и Индии (1466—1472). Еще в низовьях Волги товары Афанасия были разграблены, однако он решил продолжать путешествие и через Персию и Индий­ский океан достиг Индии, где прожил около трех лет. В «ин­дейскую землю» Никитин попал за тридцать лет до португаль­ского мореплавателя Васко да Гамы. На обратном пути, проле­гавшем через турецкие пределы, Афанасий переплыл Черное море и оказался в Крыму. Умер он, не дойдя до родного горо­да, близ Смоленска. После смерти путешественника (ок. 1472 г.) его «тетради» попали в руки дьяка Василия Мамырева и во­шли в состав летописи.

Честь открытия для науки этого выдающегося произведе­ния древнерусской литературы принадлежит Н.М. Карамзину, который обнаружил хожение, работая в архиве Троице-Сергиева монастыря.

Загадочная «Индия богатая» влекла к себе людей Средневе­ковья, об этой стране они узнавали из легендарных повество­ваний, имевших широкое распространение. Афанасий Никитин впервые рассказал о реальной Индии, увиденной собственны­ми глазами. Путешественника интересуют природа и люди не­ведомой земли, местные нравы и легенды (о птице «Гукук» и о «князе обезьяньском»). Рассказывает он о крупнейших горо­дах и прежде всего о столичном Бедере, о богатстве местных султанов. Целью путешествия была торговля, поэтому хожение отличается от произведений паломнической литературы.

Чужеземец, оторванный от родины, окруженный людьми иной веры, Афанасий Никитин испытывает тяготы и лише­ния. Один из местных правителей даже пытался принудить его принять магометанство. Однако все это не ожесточило путеше­ственника. Он помнит и славит Русь, проявляя при этом удиви­тельную веротерпимость («а истинную веру Бог знает») и лю­бознательность. Хожение отличается живостью и простотой языка. Особое звучание ему придают иноязычные слова и целые фразы, ведь за годы странствий Афанасий Никитин познакомился с араб­ским, персидским и тюркскими языками.

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 53