Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

История возникновения летописи на Руси

  • Статья
  • Еще по теме

Летописание можно считать наиболее ранним видом оригинального (непереводного) литературного творчества Древней Руси. Появилось оно на основе устных преданий и отдельных письменных источников в связи с потребностью уяснить прошлое, понять истоки различных явлений, в целях сохранения сведений о настоящем для потомков.

Вопрос о времени возникновения летописания Древней Руси не решен учеными окончательно. Одни считают, что первые краткие летописи (погодные записи) появились уже в Х или даже в конце IХ в., еще до принятия христианства, с которым обычно связывают начало древнерусской письменной культуры Руси. Так, Б.А. Рыбаков соотносил возникновение русского летописания с появлением христианского духовенства (867 г.), еще до пришествия варягов. Первый Киево-Печерский летописный свод был создан, считал он, в конце Х в. при Десятинной церкви Добрыней (дядя князя Владимира), епископом Белгородским, и Анастасом Корсунянином. Другие (А.А. Шахматов) соотносят это с переводами и дополнениями иностранных (прежде всего византийских) хроник первой половины ХI в. Третьи (Д.С. Лихачев) полагают, что появлению летописи предшествовали нелетописные исторические сочинения (сказания о первых русских христианах и распространении христианства на Руси), которые пополнялись различными материалами и превращались в летопись.

Ни первоначальные летописные записи, ни повести, легенды и сказания в записях долетописной редакции, ни древнейшие своды, предшествующие «Повести временных лет», до нас не дошли. Тем не менее установлено, что во второй половине ХI в. летописание в Древней Руси уже существовало и использовало в качестве материала не только легенды и предания, но и письменные источники, документы, литературные памятники. Центром летописной работы в это время был Киев (первые летописные записи датируются предположительно концом Х в.), однако записи велись и в Новгороде (с 1017 г.), и, возможно, в некоторых других городах.

Вопрос о генезисе ранних летописных сводов, несмотря на существование большой литературы, посвященной проблеме, нельзя считать решенным. А.А. Шахматов называл в качестве первых русских летописных памятников «Древнейший Киевский свод» (1039), «Новгородскую летопись» (1036), «Древний Новгородский свод» (1050). Очевидно, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70‑е годы ХI в. игуменом Киево-Печерского монастыря Никоном Великим — «Первый Киево-Печерский свод» (1073). На основе труда Никона в том же монастыре двумя десятилетиями спустя был написан другой летописный свод, который получил в научной литературе условное название «Второй Киево-Печерский свод» 1095 г. Неизвестный его автор пополнил труд предшественника летописными сведениями из других русских городов, из византийских хронографов, предпослал своду предисловие, где призывал вспомнить, «какими были древние князья и мужи их» и как они «обороняли Русскую землю». Стилистически «Начальный свод» примыкал к предшествующей традиции: здесь тот же живой диалог; близкие по времени к летописцу события изображаются с большим количеством реалистических подробностей; легендарный материал отступает на второй план; даются краткие обязательные характеристики князей и митрополитов, обильные ссылки на церковную литературу.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 143