Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Характеристика жанра летописи в древнерусской литературе

  • Статья
  • Еще по теме

Летопись (хроника) — вид исторического повествования по годам, широко распространенный в средние века. Несмотря на чисто внешний признак (писание «по летам»), летопись — это не просто погодная запись событий, это «законченный, систематизированный труд по истории русского народа» (Б.Д. Греков), «энциклопедия жизни нашего государства» (Д.С. Лихачев).

Летопись — синтетическая жанровая форма, способная включать в себя другие жанры или их элементы. Летописцы (как правило, выходцы из княжеско-боярской или монастырской среды) фиксировали события, свидетелями которых они были или о которых слышали, соединяли записи о них с легендами, повестями или сказаниями о различных лицах, житийными текстами, посланиями, юридическими документами и проч. в отдельные своды. Таким образом, древнерусский летописец был многосторонен: это и художник, и историк, и этнограф, и политик, и юрист, и религиозный проповедник, и фольклорист. В составе летописи дошли до нас многие произведения древней русской литературы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.

Хронологический принцип расположения материала позволял летописцу включать в летопись самые разнообразные и по содержанию и по форме тексты. Весь летописный повествовательный материал можно разделить на несколько групп. Во-первых, это погодные записи — древнейшая форма летописного повествования, небольшая по объему, сообщающая о рождении или смерти князя, природных явлениях, важных общественных событиях и проч. Они документальны и нейтральны в стилистическом отношении (лишены эмоциональности). Погодные записи вводятся в повествование особыми формулами: «В лето… года», «Того же лета», «Потом же», «Тогда же». Во-вторых, это документы из княжеских архивов — уставные грамоты, договоры с соседними государствами и т. д. Наконец, это собственно художественный материал: летописные сказания, летописные рассказы и летописные повести. Летописные сказания имели устно-поэтическое происхождение. Летописный рассказ, напротив, всегда документален, на языковом уровне отражает эпоху. Летописная повесть как правило рассказывает о смерти какого-нибудь князя, поэтому содержит черты агиографического жанра (некролог, плач по умершему). Отдельные формы летописного повествования часто смешиваются друг с другом: летописный рассказ может перейти в повесть, повесть может включать исторические события.

Летописание — ведущее явление в русской литературе старого времени. Ни в какой другой литературе оно не занимало такого большого места и не играло такой значительной роли, как в русской. Это свидетельствует, с одной стороны, о культурном уровне, достигнутом древней Русью после принятия христианства и возникновения письменности, с другой, о духовном облике образованного русского человека, стремящегося осмыслять настоящее путем его соотнесения с прошлым.

Летописи составлялись по поручению князя, игумена или епископа (тогда она приобретала официальный характер), реже — по личной инициативе. Главный принцип летописания— установка на правду: писать «вся добраа и недобраа», «не украшая пишущаго». Переписывая включаемые в летопись материалы, летописец стремился создать единое повествование. Как правило, оно подчинялось исторической концепции, соответствующей интересам того или иного политического и духовного центра (политическую тенденциозность летописцев подчеркивали А.А. Шахматов, Н.К. Гудзий; напротив, И.П. Еремин полагал, что древнерусский летописец стремился незаинтересованно и правдиво поведать о событиях, подлежащих Божьему суду). Наряду с официальной идеологией в летописи отражались взгляды их непосредственных составителей.

Летопись была компиляцией, вобравшей в себя большое количество отдельных произведений, не только письменных, но и устных. Вследствие разнородности материала, из которого составлялась летопись, нельзя говорить о единстве летописного стилистического строя. Язык летописи лаконичен и прост, почти всегда без метафор и сравнений, без восклицаний и вопрошаний, повествование сдержанно. Взволнованно, с цитатами из Библии, могли писаться отрывки — риторические церковные похвалы умершим князьям, религиозные наставления современникам. В развернутых рассказах значительное место занимала диалогическая речь, вносящая в изложение элементы драматизации.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 81