Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

"Слово о законе и благодати": краткое содержание и анализ

  • Статья
  • Еще по теме

В XI—XII вв. в Древней Руси сложились две разновидности красноречия: дидактическое “поучение” и торжественная проповедь (“слово”). “Слово” посвящалось важным событиям общественной жизни и церковным праздникам. Если дидактическое поучение было рассчитано на самых невзыскательных слушателей, то “слово” строилось по правилам, освященным многовековой историей христианского ораторского искусства, и, бесспорно, имело богословскую, интеллектуальную и эстетическую ценность в глазах искушенных книжников. Именно к представителям культурной элиты своего времени обращался в “Слове о законе и благодати” (создано между 1037 и 1050 гг.) митрополит Иларион: “не несведущим мы пишем, но с преизбытком насытившимся книжной сладости”.

Часть первая содержит основную богословскую тему торжественного поучения, заданную антитезой двух стадий в истории человечества: промыслительное действие Божественной воли в эпоху Ветхого Завета (“закон”) и Боговоплощение, позволившее людям обрести путь спасения (период Нового Завета — “благодать”). Основные толкования библейских текстов и последовательное раскрытие важнейших христианских догматов содержатся именно в этой части. Иларион объясняет ветхозаветные события с точки зрения прообразующего смысла. Этому служит антитеза, почерпнутая из послания апостола Павла к галатам (Гал. 4, 21—31). Согласно богословской интерпретации библейского рассказа, рабыня Авраама Агарь и ее сын Измаил олицетворяют собою “закон”, а жена праотца Сарра и сын “по обетованию” Исаак — новую стадию в истории человечества, эпоху Благодати. Аллегорическое толкование “по духу” (в древнерусской письменности его теоретические предпосылки сформулированы Климентом Смолятичем в послании пресвитеру Фоме в середине XII в.) отвечает определенной задаче — доказать необходимость принятия крещения для Руси.

Историческое вступление, завершающееся рассказом о крещении Руси, предваряет панегирический “средник” речи (часть вторая). Риторически украшенная похвала служит возвеличению Владимира, равного апостолам, распространявшим спасительное учение по всему миру. Развивая эту тему, Иларион говорит о единстве народов во Христе и воздает должное прошлому Руси, князья которой прославились далеко за ее пределами.

От панегирика и аналогий исторического характера Иларион переходит к молитвенной части третьей “Слова”. Прошлое и настоящее рассматриваются в аспекте вечности.

Именно здесь на первом плане оказывается этическая проблематика покаяния, ответственности человека и загробной жизни.

Как видим, торжественная проповедь Илариона отличается редкой композиционной цельностью. Благодаря этому сравнительно небольшое произведение приобретает не только завершенный, но и монументальный характер.

Иларион заботился о связности текста, обеспечивая ее лексическими и фонетическими повторами, которые были в то же время средствами создания особого ритма.

Первая и вторая части “Слова о законе и благодати” соединяются словами-мотивами, образующими тавтологический ряд однокоренных форм: “хвала”, “хвалю”, “хвалите”, “похвалите” (1-я часть) и “хвалить”, “похвальными”, “похвалим”, “похвалами” (2-я часть). Иларион осуществляет таким образом переход от темы “закона и благодати” к похвале Владимиру, постепенно подготавливая внимание слушателей и распределяя смысловые указания. В этом проявлялось особое искусство проповедника как “композитора” торжественного красноречия. Писатель варьировал значащие выражения, достигая максимальной глубины смысла. Повторы и ритмическая организация текста были средствами развития авторской мысли, позволяли расширять понятийную емкость слова, делать нужные логические акценты. Анафоры, морфологические рифмы, тавтологии и аллитерации не возникали спорадически, но оформлялись в стройную систему, отвечавшую правилам симметрии.

Источник: Древнерусская литература. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. А.С. Демин. - М.: Изд-во МГУ, 2000

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 145