Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Повесть о Петре и Февронии"

"Повесть о Петре и Февронии": характеристика произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Образцом повествовательного искусства Древней Руси по праву считается «Повесть о Петре и Февронии», принадлежа­щая перу писателя-публициста XVI в. Ермолая-Еразма (Ермолай Прегрешный). Это произведение представляет собой ли­тературную обработку легенд и преданий о муромском князе Петре и его жене Февронии, складывавшихся на протяжении столетий. Окончательно повесть оформилась в связи с канони­зацией муромских святых (1547) к середине XVI в. Ее созда­тель входил в круг сотрудников митрополита Макария, ру­ководившего составлением «Великих Миней Четьих» — гранди­озного собрания агиографических произведений в двенадцати книгах. Повесть была очень популярна, о чем говорит большое число списков XVI—XVIII вв., сохранившихся до наших дней.

В некоторых списках повесть названа житием, однако автор не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображе­нии своих героев и построении сюжета. Он объединил в повес­ти два древнейших фольклорных мотива о змееборце и мудрой деве. Жанровая неопределенность и преобладание фольклор­ных начал в рассказе о «новых чудотворцах» муромских могли стать причиной того, что митрополит Макарий не включил со­чинение Ермолая-Еразма в состав «Великих Миней Четьих».

В центре повести история жизни и любви «мудрой девы» Февронии и муромского князя Петра, сведения о которых не донесли летописи. Образ героини восходит к русской сказке. Дочь бортника (собирателя меда) из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, прозорливостью и умом. Она врачует муромского князя Петра, которого покрывают язвы и струпья от попавшей на него ядовитой крови змея, побежден­ного им при помощи чудесного Агрикова меча. Князь должен взять в жены излечившую его простую крестьянку Февронию. Героиня одерживает моральную победу над Петром, который не хочет сдержать свое слово. Она сама творит свою судьбу и судьбу мужа, преодолевая многочисленные трудности на пути к счастью. Исследователи отмечают типологические черты сход­ства древнерусской повести с западноевропейским романом о Тристане и Изольде.

Мудрость Февронии проявляется не только в делах и по­ступках, но и в умении говорить иносказаниями и загадками. Став женой князя, она испытывает на себе злобные нападки бояр и их жен, стремящихся изгнать крестьянку из города, раз­лучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. На­стаивая на том, чтобы Феврония покинула город, бояре разре­шают ей взять с собой то, что она пожелает. И Феврония берет с собой самое дорогое — своего супруга. Князь Петр отказыва­ется от княжения, покидает Муром вместе с женой. Создатель повести подчеркивает, что святые не дорожат властью и богат­ством. Они противопоставлены алчным боярам, враждующим из-за власти (каждый «хотя державствовати»), и возвращаются в Муром лишь после уговоров горожан.

Петр и Феврония правят как истинные пастыри. Они срав­ниваются с милостивыми и чадолюбивыми родителями. Свя­тые неразлучны в жизни и в смерти. Приняв иноческий чин, они просят Бога: «Да во един час будет преставление ею». С особым психологизмом Ермолай-Еразм изобразил кончину Петра и Февронии. Святые завещают похоронить их в одной гробнице, однако люди стремятся разлучить их и после кончи­ны. Неразрывность супружеских уз утверждается вновь уже по­смертными чудесами: тела князя и княгини оказываются в об­щей гробнице.

Образы Петра и Февронии Муромских не раз запечатлева­лись в древнерусской книжной миниатюре, иконописи. К пове­сти обращались писатели и композиторы Нового времени.

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 71