"Повесть о Петре и Февронии": характеристика произведения
Образцом повествовательного искусства Древней Руси по праву считается «Повесть о Петре и Февронии», принадлежащая перу писателя-публициста XVI в. Ермолая-Еразма (Ермолай Прегрешный). Это произведение представляет собой литературную обработку легенд и преданий о муромском князе Петре и его жене Февронии, складывавшихся на протяжении столетий. Окончательно повесть оформилась в связи с канонизацией муромских святых (1547) к середине XVI в. Ее создатель входил в круг сотрудников митрополита Макария, руководившего составлением «Великих Миней Четьих» — грандиозного собрания агиографических произведений в двенадцати книгах. Повесть была очень популярна, о чем говорит большое число списков XVI—XVIII вв., сохранившихся до наших дней. В некоторых списках повесть названа житием, однако автор не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении своих героев и построении сюжета. Он объединил в повести два древнейших фольклорных мотива о змееборце и мудрой деве. Жанровая неопределенность и преобладание фольклорных начал в рассказе о «новых чудотворцах» муромских могли стать причиной того, что митрополит Макарий не включил сочинение Ермолая-Еразма в состав «Великих Миней Четьих». В центре повести история жизни и любви «мудрой девы» Февронии и муромского князя Петра, сведения о которых не донесли летописи. Образ героини восходит к русской сказке. Дочь бортника (собирателя меда) из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, прозорливостью и умом. Она врачует муромского князя Петра, которого покрывают язвы и струпья от попавшей на него ядовитой крови змея, побежденного им при помощи чудесного Агрикова меча. Князь должен взять в жены излечившую его простую крестьянку Февронию. Героиня одерживает моральную победу над Петром, который не хочет сдержать свое слово. Она сама творит свою судьбу и судьбу мужа, преодолевая многочисленные трудности на пути к счастью. Исследователи отмечают типологические черты сходства древнерусской повести с западноевропейским романом о Тристане и Изольде. Мудрость Февронии проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями и загадками. Став женой князя, она испытывает на себе злобные нападки бояр и их жен, стремящихся изгнать крестьянку из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Настаивая на том, чтобы Феврония покинула город, бояре разрешают ей взять с собой то, что она пожелает. И Феврония берет с собой самое дорогое — своего супруга. Князь Петр отказывается от княжения, покидает Муром вместе с женой. Создатель повести подчеркивает, что святые не дорожат властью и богатством. Они противопоставлены алчным боярам, враждующим из-за власти (каждый «хотя державствовати»), и возвращаются в Муром лишь после уговоров горожан. Петр и Феврония правят как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и чадолюбивыми родителями. Святые неразлучны в жизни и в смерти. Приняв иноческий чин, они просят Бога: «Да во един час будет преставление ею». С особым психологизмом Ермолай-Еразм изобразил кончину Петра и Февронии. Святые завещают похоронить их в одной гробнице, однако люди стремятся разлучить их и после кончины. Неразрывность супружеских уз утверждается вновь уже посмертными чудесами: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице. Образы Петра и Февронии Муромских не раз запечатлевались в древнерусской книжной миниатюре, иконописи. К повести обращались писатели и композиторы Нового времени. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1927
| |