Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Поучение" Мономаха

Произведение "Поучение" Владимира Мономаха: о чем оно?

  • Статья
  • Еще по теме

В составе «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку сохранилось «Поучение» великого князя киевского Вла­димира Всеволодовича Мономаха (1053—1125). Это яркий об­разец светского дидактического сочинения, отличающегося по своей форме и содержанию от поучений церковных писателей. Средневековая европейская книжность знает целый ряд от­цовских обращений к детям. Наши летописцы отразили со­держание завещания деда Владимира Мономаха — Ярослава Мудрого, который призывал сыновей к единству: «Имейте лю­бовь между собой, потому что вы братья, от одного отца и от одной матери». Владимир Мономах тоже обращался к де­тям, но рассчитывал он на внимание не только членов своей семьи: «Дети мои или иной кто, услышав эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть при­мет ее в сердце свое и не лениться будет, а трудиться».

Исходя из содержания «Поучения», можно предположить, что создавалось оно около 1117 г. Летописцы же ошибочно по­местили его под 1096 г.

Уже в первых строках князь сообщает о том, что возраст его преклонный, т.е. к молодым князьям обращается человек, умудренный жизненным опытом, многое сделавший для Рус­ского государства: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей». Мономах намекает на похоронный обычай, восходящий еще к языческим временам. Его слова — итог всей жизни, своеобраз­ное завещание.

Владимир Мономах был одним из наиболее образованных людей своего времени, по материнской линии он приходил­ся внуком византийскому императору Константину Мономаху. В своем сочинении Мономах опирался на традиции христи­анской книжности, развивал идеи средневековых мыслителей. Особенно это заметно в той части «Поучения», где предме­том его раздумий становится мироздание, величие Божьего Промысла, удивительное многообразие природы. Разум чело­веческий не может постигнуть величия Божественного Про­мысла и благодеяния: «Дивимся и этому чуду, как из праха создал Ты человека, как разнообразны человеческие лица, ес­ли и весь мир собрать, не все на одно лицо, но у каждого свой облик».

Назидания князя, конечно, строятся на основе христиан­ских заповедей, которые дополняются конкретными житейски­ми пожеланиями и советами. Мономах призывает потомков от­ветственно исполнять княжеский долг, не полагаться во всем на слуг и воевод. Отправившись в поход, не следует предавать­ся «ни питью, ни еде, ни сну». Нельзя поспешно снимать с себя оружие, ибо «внезапно человек погибает». Князь посто­янно призывает потомков не лениться: «Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не на­учится». В качестве примера деятельной жизни приводит Мо­номах жизнь своего отца, который «дома сидя» изучил пять языков. Но не только война или политика оказываются в поле зрения автора. Он дает советы и бытового, домашнего характе­ра: «Жену свою любите, но не давайте им над собой власти».

Побуждая молодых людей к неустанному труду, бесстра­шию и правде, Мономах вспоминает многочисленные случаи из своей жизни. Он перечисляет походы и договоры, участником которых ему довелось быть. Особенно подробно рассказывает Владимир Всеволодович о драматических происшествиях на охоте, ведь этот род деятельности считался в Средние века одним из проявлений княжеского достоинства, искусства и удачи. Бог сохранил князя невредимым даже тогда, когда два тура бросали его «на рогах вместе с конем», олень «бодал, а два лося — один ногами топтал, другой рогами бодал», вепрь на бедре оторвал меч, а «лютый зверь» опрокинул всадника вместе с конем.

«Поучение» Владимира Мономаха дает ценнейший матери­ал, позволяющий судить об идеальных представлениях эпохи, о картине мира средневекового человека. Кроме того, здесь представлены ранние элементы автобиографического повест­вования.

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 82