Произведение "Поучение" Владимира Мономаха: о чем оно?
В составе «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку сохранилось «Поучение» великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха (1053—1125). Это яркий образец светского дидактического сочинения, отличающегося по своей форме и содержанию от поучений церковных писателей. Средневековая европейская книжность знает целый ряд отцовских обращений к детям. Наши летописцы отразили содержание завещания деда Владимира Мономаха — Ярослава Мудрого, который призывал сыновей к единству: «Имейте любовь между собой, потому что вы братья, от одного отца и от одной матери». Владимир Мономах тоже обращался к детям, но рассчитывал он на внимание не только членов своей семьи: «Дети мои или иной кто, услышав эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, а трудиться». Исходя из содержания «Поучения», можно предположить, что создавалось оно около 1117 г. Летописцы же ошибочно поместили его под 1096 г. Уже в первых строках князь сообщает о том, что возраст его преклонный, т.е. к молодым князьям обращается человек, умудренный жизненным опытом, многое сделавший для Русского государства: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей». Мономах намекает на похоронный обычай, восходящий еще к языческим временам. Его слова — итог всей жизни, своеобразное завещание. Владимир Мономах был одним из наиболее образованных людей своего времени, по материнской линии он приходился внуком византийскому императору Константину Мономаху. В своем сочинении Мономах опирался на традиции христианской книжности, развивал идеи средневековых мыслителей. Особенно это заметно в той части «Поучения», где предметом его раздумий становится мироздание, величие Божьего Промысла, удивительное многообразие природы. Разум человеческий не может постигнуть величия Божественного Промысла и благодеяния: «Дивимся и этому чуду, как из праха создал Ты человека, как разнообразны человеческие лица, если и весь мир собрать, не все на одно лицо, но у каждого свой облик». Назидания князя, конечно, строятся на основе христианских заповедей, которые дополняются конкретными житейскими пожеланиями и советами. Мономах призывает потомков ответственно исполнять княжеский долг, не полагаться во всем на слуг и воевод. Отправившись в поход, не следует предаваться «ни питью, ни еде, ни сну». Нельзя поспешно снимать с себя оружие, ибо «внезапно человек погибает». Князь постоянно призывает потомков не лениться: «Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится». В качестве примера деятельной жизни приводит Мономах жизнь своего отца, который «дома сидя» изучил пять языков. Но не только война или политика оказываются в поле зрения автора. Он дает советы и бытового, домашнего характера: «Жену свою любите, но не давайте им над собой власти». Побуждая молодых людей к неустанному труду, бесстрашию и правде, Мономах вспоминает многочисленные случаи из своей жизни. Он перечисляет походы и договоры, участником которых ему довелось быть. Особенно подробно рассказывает Владимир Всеволодович о драматических происшествиях на охоте, ведь этот род деятельности считался в Средние века одним из проявлений княжеского достоинства, искусства и удачи. Бог сохранил князя невредимым даже тогда, когда два тура бросали его «на рогах вместе с конем», олень «бодал, а два лося — один ногами топтал, другой рогами бодал», вепрь на бедре оторвал меч, а «лютый зверь» опрокинул всадника вместе с конем. «Поучение» Владимира Мономаха дает ценнейший материал, позволяющий судить об идеальных представлениях эпохи, о картине мира средневекового человека. Кроме того, здесь представлены ранние элементы автобиографического повествования. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1649
| |