Сочинение: "Слово о полку Игореве" - "золотое слово" русской литературы
Действие, которое произвело «Слово о полку Игореве» при выходе в свет, похоже на явление чудотворной иконы, когда верующие и неверующие устремляются к ней за исцелением. В «Слове» чувствовалась мощь незаурядного таланта безымянного автора, сила глубокого патриотизма, любви к Родине, Русской земле. Эта любовь сделала произведение истинно народным, даже общечеловеческим, выразив то, что есть в каждом человеке — протест против вражды, войн — глубокую гуманистическую идею. В этом «Слово» стояло у истоков русской литературы, занимающей особое место в мировой культуре именно благодаря теплоте, человечности. «Слову о полку Игореве», написанное в XII веке, дошло до нас только в 1800 году. Судьба подлинника оказалась трагична: он сгорел во время пожара Москвы в 1812 году. Скептики подозревали подделку, фальсификацию, но уже к XIX веку многие сомнения были развеяны, и произведение стало достоянием народа. Небольшое по объему, «Слово» посвящено походу князя Игоря Новгород-Северского против половцев в 1185 году, но не победе в нем, а поражению. Автор сознательно выбирает этот исторический момент, но не для плача и уныния, а для призыва к единению и защите Родины от степного врага. Эта мысль и является основной идеей произведения. С болью в сердце рассказывает автор, какой вред наносят междоусобицы раздробленной на уделы Руси, как истинный художник рисует сильную и выразительную картину запустения: «Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля...», «в крамолах княжих век человечий сокращался», «засевалась и росла усобицами, погибала отчизна Даждьбожьего внука». Что интересно, автор называет виновников крамолы поименно, выставляя их на общий суд. Но суд этот — не призыв к расправе, а призыв к чести и совести князей, удалых, сильных, но за своим не видящих общего. Размышления-отступления не мешают восприятию текста, не перебивают его, потому что автор видит причину поражения Игоря. «...Стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победой на землю Русскую». Призыв к единению автор воплощает в конкретные, живые образы, и центральным среди них является образ Русской земли. Ощущая ее как живую, как Родину-мать, автор вместе с воинами не раз воскликнет: «О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!» Родная земля, природа помогают Игорю бежать из плена, а перед походом подают знамения: «кровавые зори рассвет возвещают», солнце мраком путь загораживает, орлы клекотом на кости зверей сзывают. Русская земля — это не только природа, но и люди, населяющие ее: пахари, «черные люди», дружина Игоря, жены воинов, оплакивающие своих «лад», князья и их семьи. Автор гордится тем, что «храбрые русичи» идут в поход не за добычей, — «себе ища чести, а князю славы», не льстятся на золото, устилая путь по болотам «узорочьем половецким», они бесстрашны и суровы. И поражение их нарисовано тоже сурово и скупо: «...тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Горькое чувство охватывает автора, стонет земля от напастей: неудача Игоря открыла половцам ворота на Русь. Вина князя Игоря не вызывает сомнения, но «тяжко голове без плеч, беда и телу без головы». Игорь-князь нужен родной земле, поэтому его возвращение вызывает всплеск радости у автора, у народа. Двойственное отношение к главному герою легко объяснить. Он храбр, несомненно, но безрассуден и недальновиден, он больше заботится о своей чести, забывая о благе Родины. Образ мужественного князя Всеволода, брата Игоря, и его дружины ближе и автору, и читателю. Князь и его воины слиты воедино общими ратными подвигами, воспитанием: «...под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены». В битве Всеволод — настоящий богатырь, забывающий и «отчий золотой стол, и милой Глебовны свычаи и обычаи». Образ «милой Глебовны», мелькнувший перед князем в пылу сражения, образы жен, ждущих своих родных, овеяны нежностью и лаской, как и образ Ярославны, жены князя Игоря. Ее плач по мужу и его дружине — печаль и забота Родины о своих воинах. Образы «Слова о полку Игореве» становятся особенно четкими и выразительными благодаря своеобразной музыкальности языка, точности и меткости эпитетов, метафор: «жемчужная» душа, «теплые» туманы, солнце «жаждою луки согнуло», «замкнуло» колчаны. Поражает многообразие слов для обозначения звуков: телеги «кричат», слава «звенит», соловьи «щекочут», лисицы «брешут». Форма произведения — удивительно гармоничное сочетание прозы с ритмически организованными строками. Равновесие достигается одинаковым началом фраз, как в песнях и былинах. Но более всего соединяет и укрепляет произведение всеобъемлющее чувство любви к родной земле, чуткость к человеческому страданию и надежда-призыв к возрождению Руси. «Слово о полку Игореве» с полным основанием можно считать «золотым словом» русской литературы, потому что время не властно над ним и его идеями. Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2540
| |