Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Слово о полку Игореве"

Сочинение: "Слово о полку Игореве" - "золотое слово" русской литературы

  • Статья
  • Еще по теме

Действие, которое произвело «Слово о полку Игореве» при выходе в свет, похоже на явление чудотворной иконы, когда верующие и неверующие устремляются к ней за исцелением. В «Слове» чувствовалась мощь незаурядного таланта безымян­ного автора, сила глубокого патриотизма, любви к Родине, Русской земле. Эта любовь сделала произведение истинно народным, даже общечеловеческим, выразив то, что есть в каждом человеке — протест против вражды, войн — глубокую гуманистическую идею. В этом «Слово» стояло у истоков русской литературы, занимающей особое место в мировой культуре именно благодаря теплоте, человечности.

«Слову о полку Игореве», написанное в XII веке, дошло до нас только в 1800 году. Судьба подлинника оказалась трагич­на: он сгорел во время пожара Москвы в 1812 году. Скептики подозревали подделку, фальсификацию, но уже к XIX веку многие сомнения были развеяны, и произведение стало достоя­нием народа.

Небольшое по объему, «Слово» посвящено походу князя Игоря Новгород-Северского против половцев в 1185 году, но не победе в нем, а поражению. Автор сознательно выбирает этот исторический момент, но не для плача и уныния, а для призыва к единению и защите Родины от степного врага. Эта мысль и является основной идеей произведения.

С болью в сердце рассказывает автор, какой вред наносят междоусобицы раздробленной на уделы Руси, как истинный художник рисует сильную и выразительную картину запусте­ния: «Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля...», «в крамолах княжих век человечий сокращался», «засевалась и росла усобицами, погибала отчизна Даждьбожьего внука». Что интересно, автор называет виновников крамолы поименно, выставляя их на общий суд. Но суд этот — не призыв к расправе, а призыв к чести и совести князей, удалых, сильных, но за своим не видящих общего. Размышления-отступления не мешают восприятию текста, не перебивают его, потому что автор видит причину поражения Игоря. «...Стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победой на землю Русскую».

Призыв к единению автор воплощает в конкретные, живые образы, и центральным среди них является образ Русской зем­ли. Ощущая ее как живую, как Родину-мать, автор вместе с воинами не раз воскликнет: «О Русская земля, а ты уже скры­лась за холмом!» Родная земля, природа помогают Игорю бе­жать из плена, а перед походом подают знамения: «кровавые зори рассвет возвещают», солнце мраком путь загораживает, орлы клекотом на кости зверей сзывают.

Русская земля — это не только природа, но и люди, насе­ляющие ее: пахари, «черные люди», дружина Игоря, жены воинов, оплакивающие своих «лад», князья и их семьи. Автор гордится тем, что «храбрые русичи» идут в поход не за добы­чей, — «себе ища чести, а князю славы», не льстятся на золото, устилая путь по болотам «узорочьем половецким», они бес­страшны и суровы. И поражение их нарисовано тоже сурово и скупо: «...тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Горькое чувство охваты­вает автора, стонет земля от напастей: неудача Игоря открыла половцам ворота на Русь. Вина князя Игоря не вызывает со­мнения, но «тяжко голове без плеч, беда и телу без головы». Игорь-князь нужен родной земле, поэтому его возвращение вызывает всплеск радости у автора, у народа.

Двойственное отношение к главному герою легко объяс­нить. Он храбр, несомненно, но безрассуден и недальновиден, он больше заботится о своей чести, забывая о благе Родины.

Образ мужественного князя Всеволода, брата Игоря, и его дружины ближе и автору, и читателю. Князь и его воины слиты воедино общими ратными подвигами, воспитанием: «...под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскорм­лены». В битве Всеволод — настоящий богатырь, забывающий и «отчий золотой стол, и милой Глебовны свычаи и обычаи».

Образ «милой Глебовны», мелькнувший перед князем в пылу сражения, образы жен, ждущих своих родных, овеяны нежностью и лаской, как и образ Ярославны, жены князя Игоря. Ее плач по мужу и его дружине — печаль и забота Родины о своих воинах.

Образы «Слова о полку Игореве» становятся особенно четкими и вырази­тельными благодаря своеобразной музыкальности языка, точ­ности и меткости эпитетов, метафор: «жемчужная» душа, «те­плые» туманы, солнце «жаждою луки согнуло», «замкнуло» колчаны. Поражает многообразие слов для обозначения зву­ков: телеги «кричат», слава «звенит», соловьи «щекочут», лисицы «брешут».

Форма произведения — удивительно гармоничное сочета­ние прозы с ритмически организованными строками. Равнове­сие достигается одинаковым началом фраз, как в песнях и былинах.

Но более всего соединяет и укрепляет произведение все­объемлющее чувство любви к родной земле, чуткость к чело­веческому страданию и надежда-призыв к возрождению Руси.

«Слово о полку Игореве» с полным основанием можно считать «золотым словом» русской литературы, потому что время не властно над ним и его идеями.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 58