Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 18 века

В разделе материалов: 75
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 ... 7 8 »

Поэтическая деятельность Ломоносова началась приблизительно с середины 30-х гг. и длилась до конца его жизни. Наиболее интенсивная пора ее относится к 40-м и к началу 50-х гг. XVIII в. Поэзия Ломоносова свидетельствует о широком творческом диапазоне автора.


В научной деятельности Ломоносова большое место занимала работа в области языка и теории поэзии. Создание национального литературного языка было основной задачей, стоящей перед ним. Ломоносов прекрасно знал народный язык и остро чувствовал его красоту. В своей первой теоретической работе "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) Ломоносов говорит о неисчерпаемом богатстве и "изобилии" русского языка и называет его" сокровищницей".


Основной заслугой Тредиаковского перед русской литературой были его работы в области стихосложения. С именем Тредиаковского связано начало нового этапа в русской поэзии. Он первый указал на недостаточность, неполноценность силлабической ("польской") системы стихосложения и заявил, что в основу стиха должен быть положен "тонический" принцип, т. е. определенное размещение (чередование, повторяемость) ударных слогов в стихотворной строке.


В начале и середине XVIII в., когда шел процесс формирования русского литературного языка и оригинальных произведений было мало, переводческая деятельность имела очень большое значение и носила творческий характер. Тредиаковский справедливо писал о том, что нередко "переводчик от творца только что именем разнится".


Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Начальное образование он получил в местной школе, организованной католическими миссионерами. Испытывая непреодолимое влечение к знаниям, будущий писатель в 1723 г. самовольно отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию.


В творческом наследии А. Кантемира наибольшее значение имеют его сатиры. В.Г. Белинский в своей статье о творчестве А. Кантемира обратил внимание на то, что светская русская литература не случайно начиналась не с оды, "плода весеннего", но с сатиры — "плода осеннего". Само содержание общественной жизни России после смерти Петра I (1725), непримиримая борьба сторонников и противников петровских преобразований требовали от передовых писателей активного противодействия придворным консерваторам и реакционерам. Пафос борьбы за просвещение и духовную свободу определил характер творчества молодого писателя.


Одним из наиболее заметных жанров в петровскую эпоху была панегирическая поэзия, которую представляли в своем творчестве Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Дмитрий Ростовский известен как автор "Канта на победу светлейшего императора", посвященного взятию Нарвы в 1703 г. Феофан Прокопович прославляет победы Петра в стихотворении "Епиникион" (победная песнь), описывающем Полтавский бой.


Беллетристика петровской эпохи основывалась в своей тематике, сюжетах и стиле повествования на русской повести XVII в. с привлечением элементов психологического и авантюрного романа западного образца. Русская повесть первой трети XVIII в., оставаясь по форме традиционным жанром древнерусской литературы, несла в себе принципиально новые особенности и черты, отражающие действительность переломной эпохи.


Феофан Прокопович (1681 - 1736) был ближайшим помощником Петра I, верным идеологом петровских преобразований, крупным государственным, религиозным и литературным деятелем первой трети XVIII в. Будучи выходцем из незнатной купеческой семьи, Прокопович получил образование сначала в Киеве, в Киево-Могилянской академии, а затем в Риме, в иезуитском колледже.


Повесть «Бедная Лиза» Карамзина ознаменовала собой новый этап в русской словесности. В знаменитом произведении Карамзина, посвященном не внешним событиям, а «чувствительной душе», — новое художественное видение, в котором мерой всех вещей становится человек. Ценность героя определяется не сословной принадлежностью, не чиновным величием, а исключительно душевными достоинствами.


1-10 11-20 21-30 31-40 ... 61-70 71-75