Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Фонвизин Д.И.

Биография и творчество Фонвизина Д.И.

  • Статья
  • Еще по теме

Денис Иванович Фонвизин (1745 - 1792) родился в Москве, где прошли его детство и юность. Вначале он учился в университетской гимназии, затем, в 1761 г., стал студентом Московского университета. Как и многие молодые дворяне того времени в России, Фонвизин был увлечен идеями французских просветителей XVIII в.

После окончания университета, когда Фонвизин служил у кабинет-министра И.П. Елагина, он оказался в кругу петербургских "вольнодумцев". Радикальным настроениям Фонвизина во многом способствовало его сближение с Н.И. Паниным, крупным государственным деятелем, сыгравшим заметную роль в возведении на престол Екатерины II. Однако впоследствии Н. Панин стремился к ограничению самодержавия властью высшего слоя дворянской аристократии. Он ратовал за смягчение крепостного права, введение в политическую систему власти принципов конституционной монархии, требовал от дворян высокой культуры и честного служения на пользу государства. Фонвизин служит секретарем у Панина и не только поддерживает его борьбу против произвола единоличной власти, но и активно выступает как писатель и публицист, способствует воплощению в жизнь политических программ своего начальника и друга.

В конце 1770-х и начале 1780-х гг. Фонвизин совершил два путешествия за границу, побывал во Франции, Германии, Италии. Письма Фонвизина из-за границы — превосходный образец художественной публицистики. Проницательность и наблюдательность Фонвизина, его политическая зоркость и глубокая образованность — все это позволило автору "Писем" взглянуть на Запад без той восторженной зависти, которая была свойственна многим русским путешественникам. В частности, Фонвизин, будучи сторонником социального прогресса и ярым противником деспотии и насилия над человеческой личностью, замечает о пресловутой "вольности" во Франции: "Первое право каждого француза есть вольность, но истинное, настоящее его состояние есть рабство, ибо бедный человек не может снискивать своего пропитания иначе как рабскою работою, а если захочет пользоваться драгоценной своей вольностью, то должен будет умереть с голоду. Словом: вольность есть пустое имя, и право сильного остается превыше всех законов".

Интерес к литературе и театру пробудился у Фонвизина еще в ученические годы. Самой ранней его работой является перевод басен датского писателя Л. Гольберга. Вслед за баснями появляются переводы Фонвизина с французского и немецкого языков. Одновременно с переводческой деятельностью Фонвизин создает и оригинальные сочинения. К ним можно отнести басню "Лисица-казнодей". Это злая сатира на самодержавие. Тип жестокосердного тирана воплощен в образе льва, "царя зверей, пресущего скота", злого и бестолкового, но жестокого тирана, трон которого "был создан на костях растерзанных зверей".

В "Послании слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" автор иронически обращается к простолюдинам с философским вопросом о смысле жизни и целях существования ("На что сей создан свет? И как мне в оном жить?"). Наблюдательные слуги дают нелестную критическую оценку окружающему миру. В частности, кучер Ванька из своего жизненного опыта делает вывод о том, что обман пронизывает все слои общества и сама жизнь носит лживый, "обманный" характер - в ней торжествуют корысть, культ наживы и силы.

Еще во время пребывания в университетской гимназии у Фонвизина зародилась любовь к театру. Первым опытом Фонвизина в драматургии была комедия "Корион" (1764), в которой автор пытался связать иностранную пьесу ("Сиднею" Грессе) с проблемами русской жизни. Фонвизин переносит место действия в подмосковную деревню и вводит новое действующее лицо - крестьянина, рассуждающего о тяготах жизни простого люда. Уже в этой комедии проявился тот интерес Фонвизина к проблемам общественной жизни, который особенно сильно обнаружится в других комедиях — "Бригадире" (1766) и "Недоросле" (1782).

В 1783 г. начал выходить "Собеседник любителей русского слова", журнал, учрежденный Екатериной II и возглавляемый Е. Дашковой. Уже в первом выпуске "Собеседника" Фонвизин поместил "Опыт российского сословника". Определяя значение некоторых русских слов, писатель обличает правление Екатерины II: "Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется", "Сумасброд весьма опасен, когда в силе", "Глупцы смешны в знати", "Презренье знатного подлеца к добрым людям низкого сословия есть зрелище, унижающее человечество".

В третьей книге "Собеседника" Фонвизин поместил свои "Вопросы" ("Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?"; "Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют, и весьма большие?" и т.д.), которые чрезвычайно не понравились императрице. Раздражали ее и статьи Фонвизина, в которых содержались не только выпады против вельмож-казнокрадов, но и едкие намеки в адрес самой Екатерины II. Императрица не допустила в печать очередную статью Фонвизина ("Всеобщая придворная грамматика").

После смерти своего покровителя Н.И. Панина в 1783 г. Фонвизин был вынужден выйти в отставку. В 1788 г. он собирался издавать сатирико-нравоучительный журнал "Друг честных людей или Стародум", для которого уже был заготовлен ряд статей. Однако журнал был запрещен. Жизнь Фонвизина угасала в вынужденном бездействии. Писатель умер в 1792 г. после длительной и тяжелой болезни.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1195