Творчество Фонвизина Д.И. (конспект лекции)
1. Характеристика творчества Фонвизина 2. Комедия "Недоросль" 3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина 4. Художественный метод Фонвизина 1. Характеристика творчества ФонвизинаТворчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. Творчество Фонвизина можно охарактеризовать следующим образом: ✓ является протестом против развивающегося движения русского дворянского сентиментализма с его отказом от политической и социальной активности в литературе и уходом от реальности в мир грез и фантазий; ✓ является выражением политических идей и взглядов Фонвизина на развитие российского государства и правильное управление им, и эти идеи заключаются в следующем: • критики дворянского общества и его бездеятельности и невежества, и эта критика выражается через жесткую сатиру; • требование от дворянства подъема политической сознательности и активности; • указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства и усматривание в правильном воспитании будущих поколений дворян спасение России и ее могущество как цивилизованной и сильной мировой державы; • критика приверженности общества и дворян моде на все западное и их презрения к родному языку и к своей родине; • пропагандирование борьбы с крепостничеством и его самыми дикими формами, которые в то время были очень распространены среди помещиков; • протест против политики и учения Церкви и защитников религии, и этот протест выражается в форме жесткой социальной сатиры; ✓ отчасти испытывает влияние идей буржуазного просвещения, активно развивающихся во Франции, где Фонвизин жил некоторое время; ✓ основывается на литературных традициях Сумарокова и Хераскова, на традициях дворянского классицизма и либерализма; ✓ глубоко ставит проблему реалистического изображения человека и окружающей действительности и тем самым предшествует развившемуся в XIX в. литературному движению реализма, которое активно развивалось в творчестве А. С. Пушкина; ✓ служит цели не только воспитания дворянства как узкого класса, но и создания слоя лучших людей России, способных повести к великому будущему и великим свершениям, т е. дворянство, наследственное и обладающие высоким уровнем культуры, видится Фонвизину единственным и естественным господином государства; ✓ содержит множество западных материалов и в драматургии, и в сатире, перерабатывая их, но при этом созданные Фонвизиным комедии не имели аналогов на Западе и заимствованные мотивы и элементы органично вливались в оригинальный стиль и метод этих комедий, способствуя созданию оригинальных произведений; ✓ включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплетались во всем творчестве Фонвизина. К наиболее известным и важным литературным произведениям Фонвизина можно отнести следующие произведения: ✓ переводные произведения, к которым относятся: • трагедия Вальтера "Альзира" (1762); • психологическая драма Грессе "Сидней", изданная под названием "Корион" (1764); ✓ басни "Лисица Кознодей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1763), написанные в превосходной сатирической форме; ✓ комедия "Недоросль" (1764 — первый вариант, который был неоконченным, 1781 - второй, окончательный вариант), являющая собой гениальную жесткую сатиру на нравы дворянства в деле воспитания своих детей и принесшая Фонвизину славу, популярность и признание не только у современников, но и у потомков; ✓ комедия "Бригадир" (1766), отражавшая идеи дворянского либерализма, к которому был близок Фонвизин. 2. Комедия "Недоросль"Комедия Фонвизина "Недоросль" представляет собой важнейшее произведение в его творчестве и сыграла исключительную роль в развитии русской литературы в XIX в. Комедия имеет следующие художественные особенности: ✓ содержит в себе протест против крепостничества; ✓ является прежде всего комедией о воспитании, которое для Фонвизина выступает не столько как нравоучительный вопрос, но в большей степени как злободневная политическая тема; ✓ выступает как серьезный манифест протеста против существующей самодержавной власти, и именно эта особенность комедии повлияла на развитие русской литературы XIX в. и на ее протестующий характер. 3. Связь классицизма и реализма в творчестве ФонвизинаЧерты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности: ✓ классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере; ✓ присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.; ✓ наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода; ✓ переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе. 4. Художественный метод ФонвизинаХудожественный метод Фонвизина содержит в себе тесное переплетение элементов классицизма и реализма. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма: ✓ описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ''сатирического направления", благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма; ✓ использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов; ✓ соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя; ✓ введение роли "резонирующего лица", которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.; ✓ сближение комедий с "сентиментальной драмой" французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели; ✓ использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой; ✓ горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина; ✓ возникновение в изображении характеров отдельных героев "живых", не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии; ✓ открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе; ✓ использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность. Приемы классицизма, используемые Фонвизиным в творчестве, обусловлены влиянием на него классической школы Сумарокова и Хераскова, черты которой сохранялись во всех его произведениях, и среди этих элементов можно выделить следующие: ✓ единство времени, места и действия, когда все действие пьесы объединено одним главным мотивом (например, в "Недоросли" это борьба трех претендентов на руку Софьи, и на этом построено все действие пьесы); ✓ достоинства классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему: • рационалистическое понимание мира; • личность не как конкретная индивидуальность, а как единица в социальной классификации; • общественное и государственное в человеке как ведущие силы, поглощающие в себя его индивидуальное; • социальный принцип оценки человеческих действий и поступков; ✓ недостатки классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему: • схематизм абстрактных классификаций людей и моральных категорий; • механистическое представление о человеке как о совокупности способностей мыслительного характера; • антипсихологичность в индивидуальном смысле в изображении и понимании человека, т. е. психологические черты героя показаны применительно к общественному, а не к личному, индивидуальному; • механистичность и отвлеченность представления о государстве как о категории социального бытия; • ограниченность красок и схематизация в изображении характеров персонажей, демонстрация и обличение отдельных недостатков или чувств без общей картины личности и всей совокупности ее особенностей, о чем свидетельствуют так называемые говорящие фамилии и имена (Правдин — правдолюбец, Взяткин — взяточник и т. п.); • однобокость в изображении быта как схемы социальных взаимоотношений; • разделение всех людей на две категории: - дворяне, в характеристику которых включены признаки их способностей, моральных наклонностей, чувств и т. п.; - все остальные, характеристика которых сводится к указанию их профессии, сословия и места в системе общества; • статичность в изображении человеческих характеров и носящих их персонажей, т. е. герои не развиваются в процессе действия как личности; • использование отдельных приемов речи, свойственных для классицизма, например торжественности и высоты слога в похвальных речах, богатых речевых узоров, каламбуров. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 15264
| |