Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Фонвизин Д.И.

Творчество Фонвизина Д.И. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Характеристика творчества Фонвизина

2. Комедия "Недоросль"

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

4. Художественный метод Фонвизина

1. Характеристика творчества Фонвизина

Творчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. Творчество Фонвизина можно охарактеризовать следующим образом:

      является протестом против развивающегося движения русского дворянского сентиментализма с его отказом от политической и социальной активности в литературе и уходом от реальности в мир грез и фантазий;

      является выражением политических идей и взглядов Фонвизина на развитие российского государства и правильное управление им, и эти идеи заключаются в следующем:

•             критики дворянского общества и его бездеятельности и невежества, и эта критика выражается через жесткую сатиру;

•              требование от дворянства подъема политической сознательности и активности;

•       указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства и усматривание в правильном воспитании будущих поколений дворян спасение России и ее могущество как цивилизованной и сильной мировой державы;

•        критика приверженности общества и дворян моде на все западное и их презрения к родному языку и к своей родине;

•        пропагандирование борьбы с крепостничеством и его самыми дикими формами, которые в то время были очень распространены среди помещиков;

•        протест против политики и учения Церкви и защитников религии, и этот протест выражается в форме жесткой социальной сатиры;

      отчасти испытывает влияние идей буржуазного просвещения, активно развивающихся во Франции, где Фонвизин жил некоторое время;

      основывается на литературных традициях Сумарокова и Хераскова, на традициях дворянского классицизма и либерализма;

     глубоко ставит проблему реалистического изображения человека и окружающей действительности и тем самым предшествует развившемуся в XIX в. литературному движению реализма, которое активно развивалось в творчестве А. С. Пушкина;

      служит цели не только воспитания дворянства как узкого класса, но и создания слоя лучших людей России, способных повести к великому будущему и великим свершениям, т е. дворянство, наследственное и обладающие высоким уровнем культуры, видится Фонвизину единственным и естественным господином государства;

      содержит множество западных материалов и в драматургии, и в сатире, перерабатывая их, но при этом созданные Фонвизиным комедии не имели аналогов на Западе и заимствованные мотивы и элементы органично вливались в оригинальный стиль и метод этих комедий, способствуя созданию оригинальных произведений;

      включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплетались во всем творчестве Фонвизина.

К наиболее известным и важным литературным произведениям Фонвизина можно отнести следующие произведения:

      переводные произведения, к которым относятся:

•        трагедия Вальтера "Альзира" (1762);

•        психологическая драма Грессе "Сидней", изданная под названием "Корион" (1764);

      басни "Лисица Кознодей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1763), написанные в превосходной сатирической форме;

      комедия "Недоросль" (1764 — первый вариант, который был неоконченным, 1781 - второй, окончательный вариант), являющая собой гениальную жесткую сатиру на нравы дворянства в деле воспитания своих детей и принесшая Фонвизину славу, популярность и признание не только у современников, но и у потомков;

      комедия "Бригадир" (1766), отражавшая идеи дворянского либерализма, к которому был близок Фонвизин.

2. Комедия "Недоросль"

Комедия Фонвизина "Недоросль" представляет собой важнейшее произведение в его творчестве и сыграла исключительную роль в развитии русской литературы в XIX в. Комедия имеет следующие художественные особенности:

      содержит в себе протест против крепостничества;

      является прежде всего комедией о воспитании, которое для Фонвизина выступает не столько как нравоучительный вопрос, но в большей степени как злободневная политическая тема;

      выступает как серьезный манифест протеста против существующей самодержавной власти, и именно эта особенность комедии повлияла на развитие русской литературы XIX в. и на ее протестующий характер.

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

Черты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности:

      классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере;

      присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.;

      наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода;

      переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе.

4. Художественный метод Фонвизина

Художественный метод Фонвизина содержит в себе тесное переплетение элементов классицизма и реализма. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма:

      описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ''сатирического направления", благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма;

      использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов;

      соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя;

      введение роли "резонирующего лица", которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.;

      сближение комедий с "сентиментальной драмой" французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели;

      использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой;

      горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина;

      возникновение в изображении характеров отдельных героев "живых", не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии;

      открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе;

      использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность.

Приемы классицизма, используемые Фонвизиным в творчестве, обусловлены влиянием на него классической школы Сумарокова и Хераскова, черты которой сохранялись во всех его произведениях, и среди этих элементов можно выделить следующие:

      единство времени, места и действия, когда все действие пьесы объединено одним главным мотивом (например, в "Недоросли" это борьба трех претендентов на руку Софьи, и на этом построено все действие пьесы);

      достоинства классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

•        рационалистическое понимание мира;

•        личность не как конкретная индивидуальность, а как единица в социальной классификации;

•        общественное и государственное в человеке как ведущие силы, поглощающие в себя его индивидуальное;

•        социальный принцип оценки человеческих действий и поступков;

      недостатки классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

•        схематизм абстрактных классификаций людей и моральных категорий;

•        механистическое представление о человеке как о совокупности способностей мыслительного характера;

•        антипсихологичность в индивидуальном смысле в изображении и понимании человека, т. е. психологические черты героя показаны применительно к общественному, а не к личному, индивидуальному;

•        механистичность и отвлеченность представления о государстве как о категории социального бытия;

•        ограниченность красок и схематизация в изображении характеров персонажей, демонстрация и обличение отдельных недостатков или чувств без общей картины личности и всей совокупности ее особенностей, о чем свидетельствуют так называемые говорящие фамилии и имена (Правдин — правдолюбец, Взяткин — взяточник и т. п.);

•        однобокость в изображении быта как схемы социальных взаимоотношений;

•        разделение всех людей на две категории:

- дворяне, в характеристику которых включены признаки их способностей, моральных наклонностей, чувств и т. п.;

- все остальные, характеристика которых сводится к указанию их профессии, сословия и места в системе общества;

•        статичность в изображении человеческих характеров и носящих их персонажей, т. е. герои не развиваются в процессе действия как личности;

•     использование отдельных приемов речи, свойственных для классицизма, например торжественности и высоты слога в похвальных речах, богатых речевых узоров, каламбуров.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14843