Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Карамзин Н.М.

"Письма русского путешественника" (Карамзин): описание и анализ

  • Статья
  • Еще по теме

Представители сентиментального направления в литературе не сочиняют од, героических или эпических поэм. Они пишут стихи о природе, о дружбе, о сложных, порой неуловимых личных настроениях или романы в письмах, как будто бы совсем не "сочиненные", а подлинные документы самораскрывающейся души. Очень характерен для сентиментализма жанр путешествия. При этом автора интересуют не столько объективные сведения об увиденном, сколько те мысли и чувства, которые вызывают у путешественника впечатления путешествия.

18 мая 1789 г. Карамзин, осуществляя свою давнюю мечту, отправился в заграничное путешествие, которое длилось 18 месяцев и охватило Германию, Швейцарию, Францию и Англию. В Москву он вернулся через Северное и Балтийское моря, обогащенный яркими впечатлениями от европейской жизни, и сразу принялся за осуществление широких литературных планов, писательских и издательских. В частности, в 1791 г. он начал издавать "Московский журнал", где и появились впервые "Письма русского путешественника".

"Письма русского путешественника" — многоплановое, разнообразное по тематике произведение, в котором нашли отражение впечатления автора от встреч со знаменитыми учеными и мыслителями Европы, описания жизни, быта и нравов в различных странах, состояния общественно-политической жизни, природы, рассуждения на отвлеченно-философские и моральные темы. "Письма" были чем-то вроде своеобразной, эмоционально окрашенной энциклопедии европейской жизни, они необычайно расширили круг знаний и интересов русского читателя, обогащали и углубляли его индивидуальное самосознание, приобщая к европейским культурным ценностям. Европейски образованный путешественник, достойно представляющий дворянское сословие России, чрезвычайно импонировал русскому читателю. Этому способствовал и психологизм, которым насквозь пронизаны "Письма". Автор все время прислушивается к своим эмоциональным переживаниям и старается найти для них точное словесное выражение. В этом смысле Карамзин стоит у истоков психологического анализа — одного из самых существенных принципов художественного мышления русских писателей XIX в. Однако Карамзин в своих "Письмах русского путешественника" не ограничивается передачей наблюдений и впечатлений от своего путешествия. Он пытается анализировать, разъяснять читателю смысл и значение тех или иных событий. Главным предметом суждений и размышлений писателя являются общественно-политическая жизнь Европы и искусство.

В наше время особенно привлекательными видятся независимость политических взглядов и суждений Карамзина, его гуманистические устремления, преодолевающие сумятицу политических страстей и волнений. Карамзин дал резко негативную оценку революционным событиям во Франции, свидетелем которых он оказался. Восставшие для него — "дерзки, как хищные волки", "народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция — отверстый гроб для добродетели и — самого злодейства".

Особенно близкой для Карамзина была культурная жизнь Европы. Утверждая непреходящую ценность для искусства человеческой личности с ее неповторимой индивидуальностью и бессмертной душой, молодой писатель ратует за то, чтобы в художественном произведении человек изображался "какой он есть, отвергая все излишние украшения". Размышляя над словесным мастерством французских писателей-классицистов, русский путешественник противопоставляет "искусству писать" способность автора "трогать наше сердце или потрясать душу". Если классицизм апеллировал к разуму и гражданскому достоинству человека, то сентиментализм обращается к его душе. "Священные тени Корнелий и Вольтеров" должны, по мнению Карамзина, уступить место Гете и Шиллеру.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4982