Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Радищев А.Н.

"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и "Письма русского путешественника" Карамзина

  • Статья
  • Еще по теме

Самый крупный и значительный прозаик XVIII в.— Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в своем творчестве не только сатирически остро, смело критикует существующие порядки, но и утверждает необходимость революционных преобразований.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева

Главное произведение Радищева, первого дворянского революционера, вставшего на защиту интересов народа, — книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1789) — отличается необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности, глубоким проникновением в социальные противоречия эпохи. Душа ее автора «уязвлена» страданиями народа, преисполнена сочувствием к закрепощенному крестьянину и ненавистью к его поработителям — «зверям алчным», «пиявицам ненасытным». «Радищев — рабства враг» — таково точное и краткое определение, данное ему Пушкиным.

Необходимость борьбы с крепостным правом составляет суть его книги, о русских крестьянах он пишет не только с состраданием, но и с уважением, с верой в их духовные силы, талант, ум, в их будущее, в то, что при иных условиях они могут стать достойными славы своего Отечества. Это крепостная Анюта (гл. «Едрово»), пашущий крестьянин (гл. «Любань»), крепостной интеллигент, проданный в рекруты (гл. «Городня»). Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове» — сыне простого рыбака, судьба которого в крепостной России была счастливым исключением, вселяла надежду на расцвет сил, заложенных в народе.

«Человек родится в мир равен во всем другому», — утверждает Радищев. Но пока права человека попираются, пока его продают, избивают, унижают — равенство невозможно. И Радищев признает необходимость восстания, видя в этом справедливую месть угнетателям (гл. «Зайцево»), законное желание угнетенных «освободиться от своих властителей» (гл. «Хотилов»).

«Путешествие из Петербурга в Москву» можно отнести к жанру воспитательного романа, герой которого — дворянин, отказывающийся от собственных иллюзий, от заблуждений своей среды, становящийся «прорицателем вольности». Встречи с представителями народа, картины окружающей действительности формируют его характер, определяют идейное и моральное становление. Однако пафос «Путешествия...» не столько в изображении внутреннего мира героя-рассказчика, сколько в создании широкой, правдивой картины жизни России той эпохи.

Хотя имя и творчество Радищева долгое время находились под запретом, рукописные списки «Путешествия...» распространялись и волновали умы. «Вослед Радищеву восславил» свободу Пушкин, революционные идеи писателя питали творчество декабристов, вдохновляли последующие поколения деятелей освободительного движения.

«Письма русского путешественника» Карамзина

Через полгода после выхода в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790) начали печататься главы «Писем русского путешественника» Николая Михайловича Карамзина (1766—1826). Эти произведения, относящиеся к одному жанру, во многом различны. В отличие от книги Радищева, взволнованной, агитационной, рассчитанной на широкий читательский резонанс, «Письма русского путешественника» Карамзина построены на материале заграничного путешествия автора и адресованы кругу друзей автора, тем, кому может быть интересна и понятна его внутренняя жизнь. Карамзин не шел «вослед Радищеву», не разделял его идей социального равенства людей, не выступал против крепостного права, никогда не опровергал основ самодержавного государства. Заслуга Карамзина в том, что он первый проявил глубокий интерес к личности, к отдельному человеку, сосредоточил свое внимание на движениях человеческой души, на проблемах нравственных.

Для своего времени прогрессивной была и мысль Карамзина о том, что нравственная ценность человека не зависит от его происхождения, сословной принадлежности.

«Письма русского путешественника» в непринужденной, живой манере знакомили и с душевным миром их автора, человека несколько меланхолического и в то же время любознательного, образованного, гуманного. В них излагались многие интересные события, относящиеся к истории, культуре, искусству, быту, нравам жителей тех стран, которые посетил путешественник, — Пруссии, Саксонии, Швейцарии, Франции, Англии.

Карамзин явился основоположником русского сентиментализма. Интерес к жизни простых людей, «чувствительность» повествования, лирическая окраска, свободная композиция — все это позволяет отнести его «Письма...» к лучшим образцам литературы этого направления.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2244