Творчество Радищева А.Н. (конспект лекции)
1. Характеристика творчества А.Н. Радищева 2. Литературные труды Радищева 3. "Путешествие из Петербурга в Москву" 4. Художественный метод Радищева 1. Характеристика творчества А.Н. РадищеваТворчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII - начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи: ✓ призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства; ✓ призыв к народной революции; ✓ демократизм. Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются: ✓ учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы; ✓ английская литературная традиция; ✓ германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма. Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем: ✓ через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма; ✓ повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода "Вольность" имеет много параллелей с радищевской "Вольностью"; ✓ явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства. 2. Литературные труды РадищеваТворчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды: ✓ ранние произведения, среди которых: • "Отрывок", в котором уже закладывались революционные идеи автора; • перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории"; • перевод военного сочинения "Офицерские упражнения"; ✓ "Путешествие из Петербурга в Москву" (1789), принесшее ему известность революционера; ✓ анонимная брошюра "Житие Федора Васильевича Ушакова", которая имела следующие особенности: • содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова; • явилась вызовом феодальной литературе "житий"; • проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества; ✓ поэма "Песни древние", построенная отчасти на изучении "Слова о полку Игореве", и поэма "Песнь историческая" (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси; ✓ поэма "Бова"; ✓ ода "Вольность" - второе по величине и значению после "Путешествия" произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию. 3. "Путешествие из Петербурга в Москву"Огромное значение для русской литературы имело его произведение "Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. "Путешествие" имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. "Путешествие" имеет следующие такие особенности: ✓ демонстрирует мировоззрение автора, а именно: • отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения; • выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности; • решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством; • отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа; ✓ имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых: • социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция; • тема народа; • проблемы философии и права; • проблемы морали; • бытовые проблемы; • вопросы воспитания; • искусство и литература; ✓ использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества; ✓ проводит следующие главные идеи: • использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества; • отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад; • крестьянская революция - единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона; • проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве; • отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество; • восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем: - положительные образы крестьян; - наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями; - описание несчастных судеб и историй героев-крестьян; ✓ признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства; ✓ рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета. 4. Художественный метод РадищеваА.Н. Радищев является выдающимся мастером слова, выдающимся художником-писателем, литературный и художественный стиль которого имеет свои особенности и новаторство. Новаторство и особенности художественного метода Радищева заключаются в следующем: ✓ преодоление мистической эстетики, классицизма и зарождение черт реализма, что обеспечивалось следующим: • историзм в понимании Радищевым общества и его социальное понимание человека; • использование народной речи как высшей ценности национального творчества; • революционность мировоззрения, обеспечивающая максимальную точность и правдивость изображения действительности; • номинальная принадлежность творчества Радищева к течению сентиментализма, которое на Западе подготовило появление в литературе реализма; ✓ рассмотрение человека в контексте сентиментализма в его социальном функционировании, что отличало Радищева от западных коллег; ✓ полное преодоление схем классицизма через отрицание в творчестве Радищева самой возможности использования каких-либо схем и рецептов; ✓ понимание эстетических критериев произведения не как его закономерности, а как наличия в нем субъективной характерности, когда произведение выражает неповторимость и индивидуальность момента, который творится данной конкретной личностью в данных исторических условиях; ✓ своеобразие и новаторство жанровых форм, зародившихся в основном в недрах сентиментализма, и это новаторство и своеобразие заключаются в следующем: • попытки дать углубленный анализ психологических состояний героев, и психологизм Радищева имеет следующие особенности: - гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма; - хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма; • разрушение за счет широкого психологического описания личности героя жанровых форм и рамок классицизма, где человек показан в плоскости одной-двух черт; • связь "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева с популярным в Европе жанром путешествия, и этот жанр со многими его техническими приемам прививается в русской литературе именно благодаря Радищеву; ✓ исследование и интерес к социальной среде героя и рассмотрение его психологии именно в этом контексте; ✓ описание отдельных явлений, фактов, событий и людей не самих по себе, хотя при этом используется индивидуальный подход, а как характерных проявлений общественной структуры; ✓ описание человека через индивидуальные характеристики, но эти характеристики выражают принадлежность этого человека к социальному типу, который, в свою очередь, понимается по-новому; ✓ описание быта, основанное на реализме и призванное сорвать последние покровы и показать реальность во всей ее правдивости и часто неприглядности; ✓ поддержание позиции идейной направленности литературы, ее открытости и активности, которая активно развивалась в западной литературе того времени; ✓ введение литературы в число факторов социальной борьбы за счет развития и освещения в произведениях таких тем, как публицистика, политика, философия, идеи о воспитании; ✓ новаторство и своеобразие литературного языка и стиля, которое выражается в следующем: • придание литературному языку важнейшей функции - передачи новых философских и политических идей и понятий, что невозможно без введения и поиска новых словесных форм и выражений; • разнообразие литературного языка как в разных произведениях, так и в пределах одного произведения, и это зависит в первую очередь от темы и предмета описания, например в описании быта используются простые разговорные обороты, в рассуждениях о политике, философии — возвышенные библейские обороты и т. п.; • использование различных языков в зависимости от роли и социального статуса персонажа. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 28178
| |