М.В. Ломоносов в истории русской литературы
«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом, ее пестуном; он был ее Петром Великим». Эти слова, принадлежащие Белинскому, как нельзя лучше передают значение и смысл литературных и филологических трудов поэта и ученого. Подобно Петру, создавшему новую Россию, Ломоносов двинул вперед новую российскую литературу, реформировал ее язык и стихосложение. В истории отечественной культуры нет другого примера столь гармоничного соединения в одном человеке различных дарований, научных познаний и практических навыков. Ломоносов, сын государственного крестьянина, происходил из суровых северных земель, где жили смелые, энергичные люди, занимавшиеся морским промыслом. Здесь не существовало крепостного права в его традиционных формах. У поморов, потомков новгородских первопроходцев, была высокая книжная культура, уходившая своими корнями в глубокую древность. Беломорский край с его главным портом Архангельском издавна играл важную роль в международной торговле и мореплавании. Отсюда, из деревни Мишанинской, расположенной близ Холмогор, на одном из островов Северной Двины, отправился в поход за знаниями в Москву сын зажиточного помора. Для получения систематического образования ему пришлось скрыть свое крестьянское происхождение. Так девятнадцатилетний Ломоносов оказался в стенах московской Славяно-греко-латинской академии. Древние языки были необходимы будущему ученому, знание латыни (которая в то время была международным языком европейской науки) являлось основным условием для занятий наукой. В 1735 г. Ломоносова в числе лучших учеников Спасских школ откомандировали в Академию наук. Уже из Петербурга трое студентов, а в их числе и Ломоносов, поехали в Германию. Пять лет провел он в университетах Марбурга и Фрейберга, скитался по Европе и вернулся в Россию в 1741 г. Дальнейшая его судьба была связана с Петербургской Академией наук, где он сначала стал адъюнктом физики, а затем профессором химии. Неустанные научные труды в различных областях знания Ломоносов сочетал с деятельностью по распространению просвещения. Его заботами при поддержке царедворца И.И. Шувалова в Москве был основан университет, Указ об учреждении которого был подписан 12 января 1755 г. (по старому стилю). Но не только естественные науки влекли к себе Ломоносова. Отправляясь для обучения за границу, он уже располагал теоретической работой Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», положившей начало новому стихотворству. Еще в Германии Ломоносов написал свое «Письмо о правилах российского стихотворства», развивая и оттачивая положения Тредиаковского. Так была обоснована силлабо-тоническая система стихосложения, остающаяся и поныне ведущей в нашей поэзии. Ритмической организации стихов, предложенной Тредиаковским и Ломоносовым, исторически предшествовали две другие системы стихосложения. Самой древней была тоническая (ударная), развитая в устном поэтическом творчестве (например, в былинах). Важнейшими ее признаками являлись: а) одинаковое количество ударений в каждой стихотворной строке (стихе); б) произвольное место ударений; в) обязательность ударения на последнем слоге в стихе. Как правило, тонические стихи были нерифмованными. Все названные особенности подчеркивают устное звучание подобных стихов. С развитием книжной поэзии в XVII в. под влиянием польского стихотворства (в польском языке, как и в ряде других европейских языков, постоянное ударение) утвердилась силлабическая (слоговая) система. Одним из наиболее известных поэтов, создававших у нас силлабические вирши, был Симеон Полоцкий. Перечислим важнейшие отличительные черты силлабики: а) одинаковое число слогов в каждом стихе (чаще 11 или 13); б) ударение произвольное; в) стихи рифмованные с преимущественно женской клаузулой (ритмическое окончание стихотворной строки). Именно эта система, по мнению Ломоносова, и оказалась малопродуктивной применительно к природным свойствам русского языка, имеющего, как известно, ненормированное ударение. Взамен силлабикс, которой придерживался и представитель раннего классицизма Кантемир, Ломоносов выдвигает силлаботонику. Уже из названия ясно, что тут учитывается и число слогов, и ударность —безударность. Единицей становится стопа, состоящая из определенного числа слогов, один из которых является ударным. Основными стихотворными размерами в силлаботонике являются: хорей, ямб. Это — двусложные размеры. Трехсложные именуются: дактиль, амфибрахий и анапест. Ломоносов показал возможности новой системы стихосложения, приложив к посылаемому в Академию «Письму» свою «Оду на взятие Хотина» (1739), написанную ямбическим стихом. Ода была одним из ведущих жанров в поэтике классицизма (наряду с трагедией, ораторским произведением и героической поэмой). Именно ее избирает Ломоносов для выражения своих идей и взглядов. Поэт-просветитель дорожит общественным, гражданским звучанием произведений этого высокого жанра. Оде присущ героический пафос, еще в Античности одописцы отзывались в своих стихах на государственные события. Военные победы, политические и придворные события нередко служили поводом для создания таких лирических произведений. В XVII в. на Руси появились панегирические вирши, в которых можно увидеть национальные истоки торжественной оды эпохи классицизма. Мастером силлабических панегириков был Симеон Полоцкий, придворный поэт царя Алексея Михайловича. Уже в таких виршах проявилась важная особенность, которая сохранится и разовьется в одах XVIII в., — обращение к монарху, похвала правителю или герою. Классицисты подходили к своему произведению как к явлению из области словесных наук, поэтому в оде, построенной по строгим правилам, важное место отводилось всевозможным рассуждениям. В этом ода похожа на торжественную речь. Почему же Ломоносов отдавал предпочтение гражданской поэзии? Попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к его стихам. В начале 1760-х гг., будучи уже зрелым стихотворцем, Ломоносов написал стихотворение «Разговор с Анакреоном». Это своеобразный полемический диалог автора с древнегреческим поэтом Анакреонтом (Анакреоном) (ок. 570—478 гг. до н.э.), который воспевал любовь и всевозможные радости жизни. Позже такая легкая поэзия получила название анакреонтики. Дань легкой поэзии отдали и поэты-классицисты. Переложив четыре оды Анакреонта, Ломоносов дает читателю свой ответ на стихи античного автора, которому «гусли поневоле любовь велят звенеть». Вот, в частности, что отвечает на это Ломоносов: Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен. Самым известным гражданским стихотворением поэта по праву считается «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Еписаветы Петровны 1747 года». Она написана четырехстопным ямбом (этому стихотворному размеру Ломоносов отдавал предпочтение) с использованием одической децимы (строфы, состоящей из десяти стихов с определенной рифмовкой). ьУже в приступе (первая композиционная часть оды) поэт восхваляет мир («возлюбленная тишина») как условие для развития торговли, мирного труда, науки. Все это Ломоносов связывает с деятельностью Елизаветы Петровны. Говоря о «великой Петровой дщери», он выше всех ее щедрот оценивает то, что важнее всего ученому: Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет. Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. Ода 1747 г. отражает основные темы поэзии Ломоносова. Это прежде всего Петр I как идеальный правитель, наследие царя-реформатора, могущество России и, конечно, тема науки, расширения знаний. К науке поэт вновь возвращается в заключительной части оды. Именно здесь по теории классицизма должны были располагаться «самые сильные» рассуждения. В данном случае это бессмертные слова о том, «что может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». Написанная «высоким штилем» ода содержит в себе немало мифологических образов (Марс, Нептун, Минерва, Парнас). Они соседствуют с реалиями России, демонстрацией «великого земель пространства». Давно уже подмечено, что поэзия была для Ломоносова своеобразным продолжением его научных исследований. Среди стихов, так или иначе связанных с наукой, следует отметить «Письмо о пользе стекла» (1752), адресованное И.И. Шувалову. Исследователь творчества поэта А.В. Западов называет его «одним из лучших произведений Ломоносова». Не будем забывать о том, что, будучи выдающимся химиком, Ломоносов увлеченно разрабатывал технологию производства цветных стекол, а полученные результаты с успехом использовал при изготовлении мозаичных картин (например, «Полтавской баталии», предназначавшейся для Петропавловского собора). Кому, как не ученому-экспериментатору, лучше других должны быть известны свойства материала, его практическое применение: Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше и краса. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве», написанные в сороковые годы XVIII в., выявляют еще одну грань таланта Ломоносова. Перед нами не только поэтическое осмысление физических или астральных явлений (северное сияние и восход солнца), но и глубокие философские раздумья над всем мирозданием, возможностями познания природы. Перед лицом Вселенной человек — песчинка «в морских волнах». Но проблемы мироздания могли быть представлены и в шуточной, веселой форме, например в небольшом стихотворении «Случились вместе два астронома в пиру...» (1761), где противопоставлены доктрины Коперника и Птолемея, в соответствии с которыми «Земля, вертясь, вкруг Солнца ходит» или «Солнце все с собой планеты водит». Научный спор «разрешает» повар: Он дал такой ответ: что в том Коперннк прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такого, Который бы вертел очаг кругом жаркова. Литературное наследие Ломоносова велико. Он создал произведения различных жанров, в том числе торжественные речи, поэтические переложения псалмов, участвуя в стихотворном состязании с Тредиаковским и Сумароковым (1743), трагедии. Не был чужд он и сатиры. Нельзя забывать о теоретических трудах поэта в области филологии. Автор «Риторики» (1748), «Российской грамматики» (1755), «Рассуждения о пользе книг церковных в российском языке» (1758), где предложил свою теорию «трех штилей» (высокий, средний, низкий), отличавшихся друг от друга соотношением лексических средств, стал подлинным реформатором литературного языка. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2405
| |