Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Ломоносов М.В.

Жизнь и творчество Ломоносова М.В.

  • Статья
  • Еще по теме

Когда вспоминают Ломоносова (1711-1765), то говорят прежде всего о его заслугах в области науки, видят в нем поэта, реформатора. Ломоносов явил личность, так сказать, новой формации, главное достоинство которой состоит во внутренней потребности осуществлять каждодневные свои деяния с пользой для Отечества. И наука, и поэзия, и общественная жизнь — все это мыслится ученым как трудничество на пользу, на благо Родине.

На дальнем севере, в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии, родился Михаил Ломоносов. Отец его, Василий Дорофеевич, — зажиточный крестьянин-рыбак. Суровая северная природа, долгие плавания с отцом по Белому морю закаляли характер мальчика-подростка, способствовали развитию его любознательности, однако то, что формирует характер человека, так сказать, психофизический строй личности, не может объяснить духовную природу зарождающейся жажды к познанию, которая впоследствии и заставила Ломоносова покинуть родительский кров. Большую роль в этом сыграла потребность Ломоносова к чтению. И хотя обучился он грамоте поздно (к двенадцати годам) и круг его чтения ограничивался на первых порах церковными книгами — псалтырью и часословом — к тому же препятствовала домашняя обстановка, Ломоносов читал и учился «чему возможно было в уединенных и пустых местах», терпел «стужу и холод». Кроме того, после настойчивых поисков Ломоносову удалось достать учебные книги — «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Позже он называл эти книги «вратами своей учености».

Необходимо также упомянуть о посещениях Ломоносовым-подростком обитателей старообрядческого скита, ведь именно старообрядческие поселения были своего рода хранителями нравственной чистоты таких духовных принципов, как: «не укради», «не злобствуй», «не заносись в гордыне». Беседы с наставниками старообрядцев, хорошее знание богослужебных текстов, в которых по-своему отразился богатый опыт человеческой жизни, — все это заставляло его рано задумываться над вопросом бытия, о нравственной природе человека, о Боге и природе, им созданной.

Зимою 1730 года с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг Ломоносов отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию (иначе — в Спасские школы). Не довольствуясь полученными знаниями, он изучал в монастырской библиотеке книги по философии, физике, математике, древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. Затем в числе лучших учеников Спасских школ Ломоносов прибыл для обучения в Петербургскую академию наук. После этого его как лучшего студента Академии направили в Германию для изучения химии и горного дела.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию сложившимся ученым, личностью крупного масштаба и приступил к работе в Академии наук.

С момента возвращения на Родину и до конца своей жизни он неустанно, подвижнически служил отечественной науке.

Уже с самого начала своей работы в Академии наук Ломоносов стремился поставить науку на службу практическим нуждам Отечества. Так, с риском для своего благополучия он начал изнурительную борьбу за открытие химической лаборатории, столь необходимой для горнорудного дела, работал над уяснением ряда фундаментальных физических законов (теория теплоты, электрического поля и другие), делал открытия в области атмосферного электричества, астрофизики, объяснил природу северного сияния, создал «ночезрительную» трубу, обосновал научную методику метеослужбы, предлагал действенные меры по охране лесных богатств, ставил вопрос о рациональном развитии сельского хозяйства.

Ломоносов предпринял попытку создания исторического труда о прошлом нашего народа и государства. Первая часть «Древней российской истории» Ломоносова так и называется: «О России прежде Рюрика».

Вторая часть, озаглавленная «От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава Первого», заключает в себе описания быта Киевской Руси, оборонительных войн, в которых укреплялось единство древнерусских племен. Из пояснений ученого следовало, что Россия погибала от разномыслия и разногласий, а спасалась единением и сплоченностью. Он осуждал внутренние распри, княжеские междоусобицы, которые ослабляли государство и навлекали на наши земли нашествия извне. Вот почему «залогом нашего блаженства» Ломоносов считал принцип единоначалия. «Единоначалие» он, естественно, связывал с монархической формой правления, которая, впрочем, не имела ничего общего с реальной монархической властью в России и была основана на идеях просвещения и патриотизме.

От разысканий о русском народе Ломоносов перешел к защите его материального и физического благополучия, что для XVIII века можно считать редким случаем гражданского подвижничества. За четыре года до смерти он написал письмо И. И. Шувалову под названием «О сохранении и размножении российского народа», которое до сих пор не утратило своего значения. Могущество государства, по мнению ученого, состоит «не в обширности, тщетной без обитателей», а в благоденствии. Вот почему наряду с тяжелыми условиями труда крестьян, плохим питанием, отсутствием медицинской помощи, следствием чего являются болезни и эпидемии, он осуждал также пьянство, рекрутчину: крестьянские дети уходили в армию юношами, а возвращались стариками и жили без семей.

Заботы ученого о материальном благосостоянии нации были неразрывно связаны с мыслями о духовном просвещении русского народа. Ломоносов предпринимал невероятные усилия по реформированию системы образования, заботясь о том, чтобы к знаниям приобщались не только дети дворянского происхождения, но и низовые слои. В связи с этим он, с одной стороны, ставил вопрос о преобразовании академической гимназии и университета, а с другой — выступал об открытии в Москве нового университета, где подготавливались бы свои национальные кадры. Открытый в 1755 году Московский университет почти сразу стал флагманом отечественной науки.

Духовное процветание нации, отечественной культуры невозможно без создания прочных основ для развития русского литературного языка. До Ломоносова литературный язык отличался лексической пестротой, обилием обветшалых слов. Пользоваться таким языком как в сфере науки, так и в поэзии было невозможно. Чтобы преодолеть «слепоту» и «немоту» народную, Ломоносов осуществил реформу письменного литературного языка. В своем труде «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» он изложил теорию «трех штилей», упорядочив употребление церковнославянских и исконно русских слов. Трудно переоценить вклад Ломоносова в разработку науки о родном языке в связи с выходом в свет «Российской грамматики». Собственно, и сегодня мы учимся правилам русского языка по «Грамматике» Ломоносова, только в современной ее обработке.

Итак, родной язык, история, народное хозяйство, образование, промышленность — все жизненно важные составляющие отечественной государственности ученый пытался поставить на прочное основание науки. В этом Ломоносов видел залог процветания нашего Отечества.

Наряду с наукой высоким предназначением, по его мнению, обладала поэзия. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов высказал свой взгляд на обязанности поэта, которые он понимал прежде всего как выполнение гражданского долга: все свои поэтические силы поэт должен отдавать служению Отечеству. Отсюда — гражданская тематика в поэзии Ломоносова, тема Родины, наконец, которая впоследствии станет чрезвычайно важной в духовном становлении русской литературы и русского искусства в целом.

Едва ли не самым универсальным средством воздействия на человека, его сознание, Ломоносов-поэт считал художественное слово. Чтобы «заразить» других людей высокими патриотическими чувствами, донести до них благородные помыслы о судьбе России, поэту необходим «поэтический инструмент», нужно, чтобы стих «зазвучал». Для этого Ломоносову потребовалось установить новую систему стихосложения, реконструировать жанр оды. Так родилась одическая поэзия Ломоносова, которая воплощала мысли, чувства, переживания человека, делом жизни которого было служение своей Родине.

В последние месяцы жизни Ломоносов обратился к написанию истории Петербургской академии наук. Сейчас невозможно читать без боли и волнения многие страницы «Краткой истории о поведении Академической канцелярии», в которой мы узнаем, как бесчинствовали на протяжении тридцати лет в Петербургской академии наук Шумахер и Тауберт, как они систематически не допускали русских людей в Академию, не давали им ученых должностей, выписывая из-за границы своих родственников и знакомых. Он описывает нескончаемый поток злоупотреблений, казнокрадство, создание видимости «дела» (якобы на пользу народа), гонения истинных творцов науки (прежде всего Ломоносова), очернение их в глазах правительства и т. д. Так зло, искусно маскируясь под добродетель, десятилетиями хозяйничало, казалось бы, на маленьком островке государства Российского, каким является Академия наук.

Умирал Ломоносов мучительно и тяжело. Но не личные страдания (хотя были и они) обуревали ученого: мучило осознание того, что станется с его начинаниями, русской наукой и в целом — с Отечеством.

Источник: Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. - СПб.: "Литера", 2006

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1789