Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Ломоносов М.В.

Михаил Васильевич Ломоносов: биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Ученый-энциклопедист, реформатор русского стихосложения и один из крупнейших поэтов русской литературы XVIII века ("Петр Великий русской литературы" - по выражению В. Г. Белинского), талантливый художник, просветитель и общественный деятель, сумевший поднять российскую науку на небывало высокий уровень, - вот основные заслуги Михаила Васильевича Ломоносова перед Россией, и заслуги эти в высшей степени значительны, мало кто из его предшественников и последователей может похвалиться столь выдающимися достижениями, и это при том, что жизнь Ломоносова нельзя назвать долгой, он прожил немногим более полувека.

Широкую известность получила история жизни Ломоносова, то, "как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик" (Н. Некрасов). Необходимо только отметить, что этот человек, начавший учиться в Славяно-греко-латинской академии в двадцатилетнем возрасте, продолжал оставаться учеником всю свою жизнь, жадно стремясь к новым знаниям в самых разных отраслях науки, стремился он и выразить себя в искусстве, в первую очередь - в искусстве словесном.

Находясь в учении за границей, Ломоносов сочиняет "Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года", в которой воплотил своё понимание того, каким должен быть русский стих, и сопроводил ее теоретическим обоснованием необходимости введения силлабо-тонического стихосложения как наиболее полно отвечающего "природному нашего языка свойству" под названием "Письмо о правилах российского стихотворства", развивающим новаторские идеи В. К. Тредиаковского о реформе русского стихосложения, высказанные им в работе "Новый и краткий способ к сложению русских стихов" (1735). Возможно, теоретические изыскания Ломоносова не были бы восприняты так, как они того заслуживали, но его поэтическая деятельность стала лучшим доказательством того, что силлабо-тоническая система стихосложения на самом деле является для русского языка наиболее естественной формой поэтического творчества, наиболее полно выражающей природу этого языка.

Свои теоретические принципы Ломоносов воплощал в жизнь в произведениях, жанровая природа которых полностью соответствует эпохе классицизма, господствовавшего в литературе и искусстве России XVIII века. Излюбленным его жанром была ода, в которой поэту удалось достичь значительных высот благодаря умению наполнить традиционную форму живым, близким и понятным современникам, поэтическим содержанием. Согласно принятой традиции, оды Ломоносова воспевали наиболее значительные события современной ему истории, они посвящались "первым лицам" государства, для чего использовались соответствующая лексика, обращение к мифологии, обширные исторические экскурсы, сравнения и изысканные рифмы, специальная "одическая строфа", состоящая из десяти стихов с особым способом рифмовки. Следует сказать, что свои оды Ломоносов по преимуществу "использовал" для того, чтобы привлечь внимание власть имущих к вопросам образования, науки и культуры, помочь их развитию и процветанию. Он много сделал для укрепления авторитета Российской академии наук, практически во многом благодаря именно его стараниям в 1755-м году был открыт университет в Москве, ставший со временем одним из крупнейших учебных заведении Европы. И для достижения всего этого Ломоносов активно использовал поэтическую деятельность.

Помимо больших достижении в жанре оды, Ломоносов создавал трагедии ("Тамира и Селим", 1750-й год; "Демофонт", 1752-й год), в которых на традиционном для классицизма подражательном материале пытался разрешить наиболее животрепещущие вопросы современности, он начал работу над героической поэмой "Петр Великий" (первые две песни создавались в 1760-61-м годах), в которой воспевал исторического деятеля, бывшего для него образцом служения своей стране и ее народу. Особое место в поэтическом творчестве Ломоносова занимают сатирические стихотворения, в которых он едко, с большим успехом высмеивает негативные стороны современной ему действительности. Правда, за такой "успех" иногда приходилось достаточно дорого платить: стихотворение "Гимн бороде" вызвало огромное недовольство церковных властей и даже преследование автора Синодом. Также Ломоносов первым в русской поэзии обратился к теме памятника (включенный в "Риторику" вольный перевод оды Горация), ставшей затем одной из центральных тем русской поэзии.

Фактически поэзия Ломоносова стала для литературы XVIII века образцом гражданственности, поэтического мастерства, умелого использования традиционных поэтических форм в сочетании с новаторским подходом к тому, что позже будет названо единством формы и содержания. Те преобразования, которые "словом и делом" проводил Ломоносов, стали благодатной почвой для последующего развития русской литературы, а его вдохновенные поэтические строки навсегда остались в истории русской литературы и культуры как блестящие образцы использования возможностей русского языка в поэтическом творчестве.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3427