Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Общие статьи

Развитие русской литературы 18 века, ее особенности

  • Статья
  • Еще по теме

1.        Русская литература в XVIII в. прошла значительный путь идейно-художественного развития. В начале века русская словесность могла опираться лишь на рукописную, в значительной степени еще религиозную литературу Древней Руси, на фольклор и на немногочисленные иностранные источники. На этом слабом основании к концу века было построено здание русской литературы, в качественном отношении не уступающей литературе ни одного из великих народов Европы и создавшей замечательные образцы искусства слова. Русская литература стала европейской литературой, при этом сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность.

2.       Социальная, политическая содержательность и идеологическая направленность — отличительные особенности литературы XVIII в. Чувство общественной ответственности обращало внимание писателей на существенные стороны действительности, порождало критический подход к явлениям жизни. Обнажение проблем общественной жизни и, прежде всего, бедственного положения огромного большинства населения страны требовало от писателя проницательности, гражданской честности и правдивости изображения. Это, с одной стороны, создавало предпосылки становления реалистического метода в литературе, с другой — определяло преимущественное развитие сатирических жанров. Сатира — колыбель и исток русского реализма.

3.       Сатирическая направленность постоянно присутствовала и в первом значительном литературном направлении века — классицизме, начиная с деятельности А. Кантемира. Это направление, ориентированное на западноевропейские культурные традиции, но получившее на русской почве своеобразное воплощение, несмотря на свою односторонность и ограниченность художественных средств, сыграло крупную роль в развитии литературы. В рамках классицизма уже формировались жанровые, стилистические и образно-смысловые средства более глубоких и содержательных способов художественной выразительности. Ломоносов провел реформу русского языка и стихосложения. Сумароков дал первые настоящие образцы тех новых жанров (трагедия, комедия, сатира, поэма, басня, песня и т.д.), которым будет принадлежать важная роль в развитии литературы.

Следует подчеркнуть, что в литературной практике русских писателей XVIII в. жанры классицизма не обладали той незыблемостью, "каноничностью", которую определяла теория классицизма. "Недоросль" Д.И. Фонвизина — серьезная общественная и психологическая драма, "притворившаяся" комедией; "Вадим Новгородский" Я.Б. Княжнина - политическая трагедия, в рамках которой решаются важнейшие нравственно-философские проблемы общечеловеческого характера. "Преодоление жанра" русской комедией предопределило появление в русской литературе XIX в. драмы как таковой. Такие же закономерности проявились в поэзии Г.Р. Державина, который, развивая и совершенствуя одическое творчество, одновременно привнес в него принцип индивидуальной выразительности.

4.       В последние десятилетия XVIII в. перед нами уже пестрая и содержательная картина русской литературы, в которой можно выделить три основных направления: "уходящий" классицизм, расцветающий сентиментализм и нарождающийся романтизм. Диалектическое единство и в то же время разнохарактерность этих направлений не исключают элементов реализма в творчестве ряда писателей. Существовали сильная драматургия, соединяющая в себе конкретно-историческую и общечеловеческую проблематику, гражданская и интимная лирика, значительны успехи и в художественной прозе, которой будет принадлежать ведущая роль в русской литературе XIX в. В пору развития сентиментализма в русской литературе сохранилось и чувство социальной ответственности: помимо смелой критики основ российской государственности в драматургии Фонвизина, помимо гражданско-патетической проповеди Державина, с наибольшей полнотой и бесстрашием идеологические устремления проявились в творчестве А.Н. Радищева.

5.       Значительного развития достиг в течение XVIII в. и основной материал литературы - язык. В середине века классицист Ломоносов упорядочил громоздкое, во многом путаное и устарелое наследство древнерусского языка, а в конце века сентименталист Карамзин сделал русский язык способным к выражению новых идей, понятий, вкусов и тем, определяемых общественным и культурным развитием нации. В результате реформы Карамзина русский язык стал восприимчивым к новым, более демократическим преобразованиям. В этом смысле творчество Карамзина, как и ряда других писателей конца XVIII в., помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы XIX в. — А.С. Пушкина.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7830