Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Зарубежная литература 17-18 веков: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

XVII век, срединное звено в истории культуры между Возрождением и Просвещением. Хронологические рамки здесь подвижны и во многом обусловлены индивидуальной писательской деятельностью на рубеже XVI—XVII и XVII—XVIII вв. и характером литературного процесса в разных странах, результатом которого в той или иной степени становились явления сложные, неоднородные, с различной ролью в развитии реализма.

Социальный фон XVII в. характеризуется установлением абсолютной монархии как цивилизующего центра. Стабилизация отношений между дворянством и буржуазией происходит на базе преодоления феодальной раздробленности и формирования национального самосознания.

Для подавляющего большинства народа — это была эпоха необузданной монархической власти и произвола, надругательства над его человеческим достоинством. Герои драмы Лопе де Веги «Овечий источник» в условиях абсолютизма не склонны предаваться верноподданническим иллюзиям, они осознают, что утратили «честь и родину», и превозмогают страх перед тиранией: «Чего бояться? Мы и так не живы. Что может быть страшней того, что есть?» В этой ситуации реальная жизнь в изображении писателей превращается как бы в сон — либо угрюмо страшный, либо упоительно сладостный. Напряженная художественная мысль либо гонит эти сны прочь, либо навевает мечту и во всяком случае пытается преодолеть разлад между личностью и обществом, установить гармонию, взаимопонимание людей. Как сказал японский поэт XVII в. Мацуо Басё:

Осеннюю мглу

Разбила и гонит прочь

Беседа друзей.

В различных странах культурно-социальные процессы проходили неравномерно. Если в XVII в. на Востоке еще была средневековая застойность, то в искусстве Западной Европы этого времени обозначились художественные направления с четко выраженной иной эстетической и социальной направленностью. Это были ренессансный реализм, классицизм и барокко. Былая ренессансная целостно-поэтическая картина мира с антропологической концепцией мироздания с дальнейшим развитием общества и науки начала разрушаться. Открытия Коперника подорвали птолемеевские геоцентрические представления о Вселенной, скептицизм Монтеня, суровая трезвость политического учения Макьявелли, отделение экспериментальной науки (физики) от богословия изменили параметры мироощущения, переосмысления сложившихся ценностей, отношения к миру и человеку. В таком контексте символика поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай» оборачивается вполне земным, общечеловеческим содержанием.

Гармония духовного и физического, возвышенного и земного, свойственная ренессансному идеалу, распадается на две части: духовную и плотскую; вокруг первой поляризуется обостренный интеллектуализм, а вокруг второй — эпикуреизм, тяготеющий к откровенной эротике.

Монументальность, реалистическая обобщенность ренессанса сменяется текучестью, игрой контрастов, дисгармоническими несоответствиями, парадоксами.

Наблюдается совместное существование различных стилей — ренессансного реализма, барокко и ростков классицизма. Такое совмещение наблюдается в рамках творчества одного и того же писателя и тем самым свидетельствует о зыбкости стилей. Человек же предстает песчинкой в мировом океане, хрупким мыслящим тростником, колеблемым ветрами внешних, в том числе и тайных, сил.

Ренессансный реализм

Прямым наследником гуманистических традиций явился ренессансный реализм, утверждающий жизнелюбивые идеалы, оптимизм и свободу вдохновения творца.

Поэтика приверженцев ренессансного реализма, верная идеалам своих предшественников, в своем устремлении стать естественнее погрузилась в житейскую повседневность с ее обычными делами, бедами и радостями. Многие писатели воспринимали социально-политические сдвиги как проявление болезненного кризиса, наступление некоей растерянности и страха перед хаосом крушащихся старых патриархальных устоев, другие — сопрягали надвигающиеся перемены с завоеванием человечеством своего подлинного естества. Отсюда устремленность к самоусовершенствованию, к познанию истины, творческих мук, страданий, наконец, тяжелых катастроф.

Классицизм

Тело и душа, страсть и разум, природные влечения и нравственные веления, любовь и долг, народная жизнь и закон — таково поле столкновений, конфликтов, волнующих литературных героев. Они обретают характер обязательности, определяют нормативную поэтику, каноны классицизма — художественного направления, ориентированного на творческое перевоссоздание образцов античной классики — тем, конфликтов, ситуаций, характеров — с позиций целостности, монолитности, детерминизма, возвышенной устремленности, царящей над низменной повседневностью. Нравственная стойкость героев классицизма обеспечивается их неумолимым черно-белым рационализмом.

Теоретиком классицизма французом Никола Буало (1636—1711) был провозглашен закон трех единств — действия, времени, места — в целях достичь большего правдоподобия искусства, уподобления его подлинной жизни. Однако требование высокой идейности и правдоподобия впоследствии обернулось тормозом для развития художественного творчества, обнаружилась и его сословная узость: «бегите подлых слов и грубого уродства». Изгнание человека низкого происхождения, который будто бы не давал искусству высокой проблематики, превратилось в классицистские оковы.

Барокко

Отличная от классицизма реакция на культуру Возрождения получила название барокко (по-итальянски — странный, причудливый, вычурный). Ясность и строгость форм классицизма, призванных придать произведению преувеличенный пафос, приподнятую парадность, заменены в барокко эмоциональной динамичностью, яркой контрастностью, повышенной экспрессивностью, орнаментальными излишествами, пышностью, метафоричностью, усложненностью языка, порождающей смысловую неясность. Барокко вместе с тем ввело в сферу прекрасного то, что эстетика Возрождения и классицизма отвергала как низкое и безобразное, как предмет для смешного или как отождествление со злом, оно раскрепощало воображение, фантазию до стремления во что бы то ни стало поразить, ошеломить. Оно допускало сочетание иррационального и чувственного, смешение трагического и комического, классицистской застойности противопоставляло динамику, движение. Отсюда усложненность сюжета, запутывание интриги, освещение событий в разных ракурсах, броскость деталей, подчас излишняя изысканность или нарочитая грубость. Герои барокко, несмотря на утрату надежды воплотить идеалы гармоничного общества, продолжают верить в титаническую энергию человека, стойкость его духа, не уповая на немедленное воздаяние.

Зарубежная литература 18 века

Свои поиски и находки XVII в. передает в наследство XVIII в. Плутовской роман, во многом натуралистичный, уступает место просветительскому роману. Острый разум обрел свое художественное выражение и в предельной лаконичности афоризма, и в пространности мемуаров, обобщил эпос человеческой жизни, опыт целых поколений, духовные достояния культурных эпох. Тайна гармонии «гениального остроумия» находит многочисленных поклонников.

Наряду с шутливой развлекательностью бушует публицистическая стихия, ощутимо проявившаяся в утопиях XVII в. и в повествовательных жанрах странствий, путешествий, эпистолярных раздумий. Сжатую, не дающую ощущения движения, потока времени, изменчивости мира, новеллу теснит раздумчивый, неторопливый социально-бытовой роман.

Аллегорическое мышление, получившее привилегированную прописку в богословской прозе, стремившейся захватить в сферу своего влияния возможно больший контингент читателей, проникает в беллетристические жанры. Акцентируется значение аналогии, сравнения, метафоры, подчиненной высокому полету разума, перед которым исчезают границы мироздания. Ощущение бесконечности и движения разрывало замкнутость небесного свода, разверзало звездную бездну и побуждало М. Ломоносова сказать по этому поводу: «звездам числа нет, бездне дна».

Просветители 18 века

С представлением о «буре и натиске» в историю культуры входит XVIII в.— век Просвещения. Существенной особенностью взглядов и творчества просветителей было то, что они основывались на иллюзии обособленности человека от общественного развития. Они защищали идеи просвещения масс, самоуправления и свободы, отстаивали интересы народно-демократических слоев общества.

Отвергая все старые формы государственного управления и традиционные понятия, как ненужный хлам, просветители на место божественного промысла поставили человеческий разум. И если до этого момента прошлое, достойное сожаления или презрения, было движимо одними предрассудками, — новый век, как надеялись просветители, открывал возможности разумной деятельности. Заблуждения просветителей были порождены верой в то, что их деятельность сама по себе принесет благо всему человечеству, но история внесла уточнения и доказала на фактах, что царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии. Новые эстетические потребности времени отразились в дальнейшем развитии выявившихся в XVII в. литературных жанров. XVIII век в литературе стал эпохой развития социально-бытовой прозы, нравоучительного, воспитательного романа, заметно потеснив поэзию и драматургию и усилив сатирическое и философское звучание художественной прозы.

Рационализм в испанской прозе принял вид «консептизма» (от слова «острота»), в котором остроумие возводилось в ранг основного эстетического требования, обеспечивающего наслаждение при помощи «мозговых парадоксов», «интеллектуальных загадок», «мыслительных постижений», неожиданных сравнений, броских метафор, сложных ассоциаций. В этой игре ума и удивительных сближениях разнородных явлений автор как бы занимал место беспристрастного описателя, не желающего навязывать своей точки зрения читателю.

Сентиментализм

В Англии, Франции и Германии идея самоутверждения личности зачастую базировалась на преобладании чувства над классицистской рассудочностью. Культ чувства, связанный с духовными устремлениями человека, принял форму литературного течения — сентиментализма (от слова «чувство»). Его приверженцы связывали раскрытие внутреннего мира людей с их отношением к природе: пейзаж оказывался созвучным личным переживаниям героев. Особенно удобным для лиричных, трогательных излияний оказались роман в письмах, исповедь, дневник и т. п., когда ничто не мешает быть человеку самим собой, высказать свой разрыв с утратившей разумность городской цивилизацией.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8017