Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Общие статьи

Русская литература 18 века: периодизация, жанры, герои

  • Статья
  • Еще по теме

Русская литература XVIII века - это литература Нового времени. Реформы Петра кардинально видоизменили социально-политический и культурный облик России. Литература приобрела светский характер, освободилась от задач церковно-религиозного служения, освоила для себя новые темы и по-новому осмыслила место человека в мире.

Периодизация русской литературы 18 века

Периодизация литературы XVIII века связана с характером правления, реформ, монархов, сменявших или свергавших друг друга. XVIII век - это эпоха дворцовых переворотов и заговоров. За эти годы сменилось семь монархов, но наиболее существенную историческую роль в жизни России сыграли Петр I (1700-1725), Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761), Екатерины II (1762-1796). Этим периодам царствования монархов соответствуют следующие этапы литературного развития:

  • 1 период (1700-1730) - литература Петровского времени;
  • 2 период (1730-1750) - литература русского классицизма;
  • 3 период (1760-1780) - литература упадка русского классицизма, формирование просветительского реализма;
  • 4 период (конец 1780-х-90-е годы) - сентименталистская литература.

Жанры русской литературы 18 века

Содержательную основу художественных произведений XVIII века составили философские и социально-политичсскис идеи западноевропейского Просвещения, центральными из которых являются безусловная вера в могущество человеческого разума и идея просвещенного монарха, мудреца на троне. Русские писатели XVIII века разделяли убеждения европейских философов в то, что приближается Золотой век человечества, наступает эпоха торжества разума на земле, когда, в результате развития просвещения и образования, человечество, истребив окончательно предрассудки и ложные мнения, исправив нравы, вернет в историю разумный порядок, утвердит истину.

Эстетическим фундаментом литературы XVIII века стал классицизм. Классицизм - ведущее литературное направление русской литературы XVIII века, достигшее своего расцвета в 1740-1750-е годы. Базовой идеей классицистического искусства стала идея разумного порядка. Классицизм - нормативное искусство, разработавшее для художника строгий регламент, свод правил, и требовавшее неукоснительного его соблюдения. В качестве образца, идеальной нормы классицисты избрали искусство античной эпохи, пережившее века и подтвердившее свою абсолютную эстетическую ценность. От писателя XVIII века ждали не выражение в художественном произведении авторской индивидуальности и оригинальности, а умение воссоздать жанровый облик оды, трагедии, эпопеи и т.д. в соответствии с готовым жанровым образцом, заданным искусством античности. Каждый жанр требовал своего языка и стиля: нельзя было смешивать в пределах одного произведения жанрово-стилевые черты разных жанров. Например, высокие жанры (эпопея, трагедия и ода), допускали только высокие (гражданские, общенациональные, исторические) темы и писались только высоким языком с использованием старославянизмов и церковнославянизмов (град, глад, брега), библеизмов, мифологизмов, уснащенным тропами (аллегориями, гиперболами, перифразами и метафорами) и риторическими фигурами. Низкие жанры (комедия и сатира), напротив, могли создаваться только на бытовом материале и писались низким языком с использованием просторечных и разговорных элементов.

Основной конфликт литературы классицизма основывался на столкновении разума, требующего от человека прежде всего исполнения своего гражданского долга, и страстей, толкающих человека на нарушение долга ради удовлетворения личных эгоистических интересов.

Герои русской литературы XVIII века

Литературные герои в эпоху классицизма делились на две группы - отрицательные и положительные. Отрицательные герои подчиняются своим страстям, которые заставляют их забыть даже священный долг перед Отечеством. К группе положительных героев относились персонажи, поведение которых определяется их разумом. Положительные герои, будучи поставленные перед выбором между личным чувством и исполнением своего гражданского долга перед соотечественниками, способны жертвовать собой, своей любовыо ради всеобщего блага. Соединять в пределах одного характера отрицательные и положительные этические качества эстетика классицизма запрещала. Создавая человеческий характер, писатели-классицисты за основу брали только одно свойство, которое мыслилось врожденным, данным человеку от природы, а потому неизменным. Такой характер получил название характера-маски. В связи с этим в литературе классицизма получил распространение прием говорящего имени, когда имя «аттестовало», представляло героя (см., например, имена героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: Правдин, Милон, Скотинин).

Источник: Краткий очерк истории русской литературы / Ю.А. Говорухина, А.Н. Фомина. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 30