Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Классицизм в литературе, его черты и развитие

  • Статья
  • Еще по теме

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) направление и стиль в искусстве XVII - нач. XIX вв., утверждавшие принцип рационализма (от лат. rationalis - разумный) в творчестве, идеал гармонии и меры, строгое соблюдение нормативности в поэтике, подражание образцам античной словесности, веру в человеческий разум.

Исторической предпосылкой возникновения классицизма стали установление и расцвет абсолютизма, прежде всего - во Франции.

Философской теорией, на которою опирался классицизм, была метафизика - идеалистическое учение, представлявшее мир как умозрительную и статичную картину, недоступную чувственному опыту. Эстетическая концепция классицизма предполагала существование вечного, неизменного и абсолютного идеала Прекрасного, воплощенного в произведениях античных поэтов, скульпторов, зодчих. Впервые она была сформулирована и обоснована в работе Н. Буало «Поэтическое искусство».

Классицизм вывел на литературную сцену нового героя, который свои личные амбиции и чувства способен принести в жертву интересам государства. Эта этическая установка оценивалась классицистами как единственно разумная. Она определила дидактическую направленность произведений классицизма: возвеличивание персонажей, подчиняющих свои страсти долгу (так называемый «высокий герой»), осуждение и посрамление тех, кто живет личными интересами.

Классицистический принцип нормативности в художественном творчестве обусловил и сформировал жесткую иерархию жанров, разделив их на «высокие» и «низкие». К первым относились те виды произведений, проблематика которых в той или иной степени была связана с жизнью государства, важными историческими событиями или мифологией, а в качестве героев выступали власть предержащие, персонажи мифов, борцы за веру и прочие: в драме - трагедия, в эпосе - поэма-эпопея, в лирике - ода. Ко вторым были соответственно причислены комедия, басня и сатира, изображавшие каждодневную жизнь частных лиц, как правило, представителей незнатных сословий («низких героев»). Фаворитом классицистической литературы стала трагедия.

Поэтические «стандарты» каждого жанра были строго определенными и не допускали синкретизма: нельзя было объединять в одном тексте черты, свойственные произведениям разных иерархических категорий.

Регламентации в классицизме подвергались также и некоторые другие текстуальные составляющие. Например, классицисты выступали за возрождение античного принципа единства времени, места и действия. Язык их произведений стал одним из средств художественной характеристики и был ориентирован на вкусы и привычки придворной публики, он также соотносился и с жанровой природой текста. К примеру, в отечественной литературе этому вопросу М. Ломоносов посвятил одну из частей трактата «О пользе книг церковных в Российском языке», где сделал попытку разграничить речевые стили. «Высокий штиль», как считал ученый и поэт, должен применяться в героических поэмах, одах и «прозаических речах о важных материях» с использованием архаической лексики. «Средний штиль» полагался драматическим сочинениям, стихотворным посланиям, сатирам, элегиям, эклогам и прозаическим историческим и научным текстам, в которых М. Ломоносов допускал наличие старославянизмов, но так, «чтоб слог не казался надутым», и «простых» слов, однако с осторожностью, «чтобы не опуститься в подлость». «Низкий штиль» предназначался комедиям, эпиграммам, песням и прочим жанрам и состоял, в основном, из общеупотребительных слов и речевых оборотов.

Однако классицизм как художественное направление не был лишен внутренних противоречий. Так, П. Корнель и Ж . Расин выражали в трагедиях умеренные монархические взгляды, отнюдь не идеализируя абсолютизм, и вольно трактовали эстетический принцип единства времени, места и действия; а пьесы Ж .-Б. Мольера перестали быть «низким жанром» и получили статус «высокой комедии», т.к. в них затрагивались важнейшие философские и социально-нравственные проблемы.

В XVIII в. с развитием просветительства меняется социальная направленность классицизма, в его произведениях звучит уже не пафос государственности, а пафос вольнодумия, как в творчестве М.А. Вольтера, М.Ж. Шенье, Ф.Шиллера и др.

В России классицизм возник только в 40-е гг. XVIII в. и был связан с именами А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, Я. Княжнина, Г. Державина и др. Он отличался сатирическими тенденциями. В произведениях «высокого жанра» предпочтение отдавалось национально-исторической тематике и проблематике. Особенно популярной была ода.

К концу XVIII в. классицизм утратил свои позиции на литературной арене, уступив романтизму и сентиментализму.

Неоклассицизм рассматривают как самостоятельное явление, развивающее традиции классицизма, но возникшее после его смены другими литературными направлениями в начале XIX и XX вв. («легкая поэзия», акмеизм и проч.)

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3248