Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Классицизм как литературное направление и художественный метод

  • Статья
  • Еще по теме

Классицизм как литературное направление и основной художественный метод, то есть способ отражения действительности в искусстве, сложился во Франции к середине XVII в. и именно во французской литературе получил наиболее полное выражение. В течение полутора столетий классицизм был ведущим направлением в литературе всей Европы. От французов он перешел в Англию, Германию, Италию и, наконец, в Россию. Французский классицизм дал мировой культуре гениальных драматургов — Корнеля и Расина. Учителем поэтов-классицистов ("классиков") всей Европы был Никола Буало, автор знаменитой дидактической поэмы "Поэтическое искусство", излагающей в стихах теорию классицизма. В русле классицизма развивалось творчество великого комедиографа Мольера и создателя поэтического жанра басни в европейской литературе Лафонтена.

Расцвет классицизма во Франции не случайно совпал с периодом окончательного объединения французского государства как национального единства под властью абсолютного монарха, "короля-солнца" Людовика XIV. В политическом плане классицизм стал художественным выражением идеи государственного объединения вокруг единой и личной власти, воплощенной в лице просвещенного монарха. В основе идеологии классицизма, отражающей идею государственности, лежало превосходство общественного над личным, государственно значимого — над индивидуальным. Отдельный человек в его несходстве с другими людьми, в его желаниях и стремлениях, с его представлениями о счастье и свободе, с его помыслами и надеждами — такой человек "поглощался" господствующим убеждением о первичности общества и государства.

На этой базе создается философская основа классицизма — мировоззрение рационализма, наиболее ярко воплощенное в учении Декарта. Рационализм учил, что чувства человека и его личный опыт не способны привести к познанию истины. Истину раскрывает только разум, который, по мнению рационалистов, предполагает общую, общечеловеческую сущность мышления. Важным считалось только общее, выведенное из универсальных, логически стройных идей. А всё частное, конкретное, индивидуальное признавалось случайным, необязательным и несущественным. Искусством объединенного, всевластного государства, поглощающего личность, искусством "разумной" дисциплины человека и явился классицизм. Поэтому основной темой, основным конфликтом литературы классицизма стала борьба в душе человека долга перед государством и индивидуальных устремлений или, говоря более упрощенно, борьба между долгом и страстью.

Искусство классицизма, как оно было воплощено Корнелем и Расином и обосновано Буало в его поэтическом трактате "Поэтическое искусство", — антииндивидуалистично, отвлеченно и рационалистично. Для поэта-классика мысль, логические построения, а не чувства обеспечивают познание действительности. Классики изображают в своих произведениях не конкретного, единичного человека, а человека "вообще", пренебрегая исторической конкретностью и определенностью. Законы разума требовали искусства "по правилам", поэтому трагедию нужно было обязательно писать в стихах, а проза считалась языком бытовой жизни. Отсюда и так называемые правила "трех единств", обязательные для драматургии классицизма. Единство места означало, что действие пьесы должно было происходить в одном месте (в доме, комнате или на площади). Второе единство — единство времени — сводилось к тому, чтобы действие укладывалось не более, чем в сутки. А в идеале время на сцене должно было соответствовать времени в зале ("часы часами мерять", — как скажет А. Сумароков). Правило единства действия означало, что в пьесе не должно быть ничего лишнего, чтобы основной сюжет был нагляден и освобожден от всего "случайного", мешающего понять логическую стройность и простоту драматургического конфликта.

В основе правил классицизма лежало разделение литературы на отдельные и несмешиваемые жанры. Каждое произведение строилось по закону своего жанра. Ни один сатирический элемент комедии ("низкого жанра") не должен был осквернить "высокой" трагедии; стиль и лексика оды — "высокого" поэтического жанра — резко отличались от языка и образов сатиры и т.д.

В основе эстетических принципов классицизма лежала теория подражания. Считалось, что задача писателя — не индивидуальный поиск художественных форм и средств выразительности, но приближение к образцам, уже воплощенным в творчестве античных классиков ("классикус" — образцовый).

Русский классицизм

Проводниками принципов классицизма в русскую литературу были А. Кантемир и В. Тредиаковский. Они обращались к античным образцам, к французским и немецким классикам. Их творчество демонстрирует различные жанры классицизма. Даже отдельные приемы их стиля — рационализм, схематизм мышления, дидактическая направленность — все это вело к формированию русского классицизма.

Но окончательно и всесторонне внедрить в литературную практику поэтику классицизма дано было А.П. Сумарокову и его единомышленникам. Сумароков и русские поэты середины XVIII в. включились в общеевропейское движение классицизма и органически восприняли его принципы. Можно выделить три основных причины интенсивного приобщения русской литературы к европейскому классицизму. Во-первых, классицизм был наиболее совершенным в эстетическом, художественном плане направлением в искусстве Европы. Во-вторых, он по своим идейным установкам вполне соответствовал тому культурно-историческому направлению, по которому двигалась Россия с начала XVIII в. В-третьих, классицизм ориентировал писателя на общечеловеческие ценности и идеалы, что было чрезвычайно привлекательным для передовой творческой интеллигенции России того времени.

Нужно подчеркнуть, что русская литература, усваивая принципы западноевропейского классицизма, не утрачивала национального своеобразия. Русский классицизм отличала, прежде всего, "социальная озабоченность", тесная связь с проблемами общественной жизни. Русская литература периода классицизма не утратила злободневности, ориентации на историческую конкретность и политическую актуальность. Вторым важным отличием русского классицизма от западного была его тесная связь с народным творчеством, с различными формами поэтической народной речи.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5461