Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Характеристика классицизма. "Высокие", "средние" и "низкие" жанры

  • Статья
  • Еще по теме

В XVIII в. в европейском искусстве господствующим направлением становится классицизм. В основе новой художественной системы лежало стремление построить искусство по законам строгой логики. Классицизм не требовал от художника оригинальности. Подобно тому как математическую задачу следует решать, стремясь не к оригинальности, а к правильности, творение искусства ориентируется на вечные и единые для всех законы.

Совершенное воплощение эстетического идеала классицисты видели в античном искусстве, главным образом — Древнего Рима. Отсюда название направления (лат. classicus — образцовый). Настоящий художник должен был следовать таким примерам и стремиться воплотить их в своем творчестве.

Будучи общеевропейским стилем, классицизм наиболее ярко проявил себя во Франции. Расцвет французского классицизма связан с именами Расина, Корнеля, Мольера и Лафонтена. Манифест классицизма — трактат Буало «Поэтическое искусство».

Литература классицизма выполняла дидактическую (то есть воспитательную) задачу. В эпоху Просвещения в системе ценностей первым стояло Отечество (монарх, государство), далее семья и лишь затем — личное счастье.

Одним из основных правил классицистского искусства стала нормативность. Все жанры были распределены на «высокие», «средние» и «низкие». Каждый жанр имел свои строгие границы и четкие признаки. Нормой определялись выбор темы и героя, языковые особенности произведения.

«Высокие» (героическая поэма, эпопея, трагедия, ода, ораторская речь) жанры были посвящены философской проблематике. В них изображались значимые исторические события, действовали героические личности, монархи.

В «средних» (драма, идиллия, элегия) описывалась борьба между общими идеями (долгом) и стремлением к личному счастью (чувством). Конфликт «чувства и долга» неизменно разрешался в пользу последнего. Образно говоря, если бы Ромео и Джульетта жили в эпоху классицизма, то принадлежность к своей семье для них была бы выше любовного чувства.

В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира) изображалась повседневная жизнь, открыто высмеивались человеческие недостатки. Литературное произведение должно было пробуждать у читателя и зрителя определенные чувства и эмоции. Для трагедии это сопереживание высоким стремлениям героев, их готовности пожертвовать собою ради родины, семьи, монарха. Благодаря комедии, бичующей пороки и низкие страсти, читатель должен был морально исправиться.

Источник: Русская литература: учеб. пособие для 9 класса / О.И. Царева, В.А. Капцев и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009

Понравился материал?
29
Рассказать друзьям:
Просмотров: 30990