Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Фонвизин Д.И.

Анализ комедии "Недоросль" Фонвизина

  • Статья
  • Еще по теме

Ведущим комедиографом XVIII века по праву считается Д.И. Фонвизин (1745-1792). Первая комедия нового типа, созданная драматургом, «Бригадир». Впервые комедия стала служить целям социальной сатиры, Фонвизин вывел на сцену быт провинциального дворянства, показал живые национальные типы, социально обусловленные характеры. Основным предметом осмеяния в этой комедии стало невежество русских дворян и галломания - слепое поклонение всему французскому, неуважение к собственной отечественной культуре, ее традициям, ее языку. Тема человеческого невежества достигает высшей степени социального обобщения в знаменитой комедии Фонвизина «Недоросль». Драматург выступает в этой комедии как писатель-просветитель, убежденный в том, что правильное воспитание и настоящее образование способны просветить разум человека, облагородить его сердце и укрепить добродетель в его душе. Основной причиной человеческого злонравия драматург называет невежество. В семействе Простаковых-Скотининых отсутствуют гражданские чувства, царит произвол эгоистических интересов, низменных страстей.

Но не только слепая, неразумная, животная любовь госпожи Простаковой к сыну Митрофанушке уродует его душу. Автор комедии показывает, как весь социально-бытовой уклад жизни русских дворян, крепостнический строй страшным образом влияет на формирование сознания молодого поколения. Митрофану, воспитанному матерью-крепостницей и ее верной холопкой Еремеевной, не знакомо чувство чести, человеческого достоинства. С самого раннего детства наблюдал он деспотический нрав своей матери, не признающей в своих холопах людей, грубой и властной не только со «своими людишками», но и с близкими - мужем, братом. Крепостнические порядки, по мысли автора, поддерживают человеческое злонравие, укрепляют в человеке самые низменные страсти, делают его рабом собственных прихотей, убивают достоинство личности. Рупором авторских идей в пьесе стал герой с просвещенным умом и сердцем - Стародум. Лагерь просвещенных дворян, противостоящих невежественным помещикам, составили Правдин, Софья, Милон.

Создавая образы положительных героев, Фонвизин следует традициям классицизма. Это характеры-маски, образы условные, оторванные от русской действительности. Но образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» не отвечают классицистическому канону. Драматург в лице семейства Простаковой изображает не абстрактные общечеловеческие пороки, а вполне узнаваемые социально-бытовые типы, конкретных персонажей русской жизни с яркими индивидуализированными характеристиками. Кроме того, в персонажной системе «Недоросля» появились герои, которых невозможно однозначно определить как положительных или отрицательных. Таковы, например, учителя Митрофана, которые при всем своем невежестве способны на благородные и бескорыстные поступки (Цыфиркин отказывается от платы за обучение Митрофана, потому что он не смог его ничему научить). Новаторские элементы поэтики Фонвизина не позволяют отнести комедию «Недоросль» к классицизму. Творческий метод Фонвизина определяется как просветительский реализм - метод, основанный на сочетании классицистической поэтики с элементами реалистического изображения жизни и человека на базе просветительской идеологии. 

Источник: Краткий очерк истории русской литературы / Ю.А. Говорухина, А.Н. Фомина. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 37