Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Сервантес М.

Описание и анализ произведения "Дон Кихот" Сервантеса

  • Статья
  • Еще по теме

Сервантес писал первую часть романа «Дон Кихот» в начале 1600-х годов, в малоизвестный период его жизни. Первая часть романа была опубликована в 1604 году, затем сразу последовали переиздания, что свидетельствовало об успехе произведения. Герой романа, долговязый, нелепый Дон Кихот в рыцарских доспехах, и его слуга-оруженосец, толстенький коротышка Санчо Панса, немедленно стали в народном сознании национальными героями: вскоре эти персонажи стали появляться в народных шествиях на карнавалах в Испании. В первой части романа описываются комические приключения бедного идальго, возомнившего себя странствующим рыцарем, во второй же преобладают мораль, рассуждения автора. Вторая часть романа была напечатана в 1615 году, за год до смерти Сервантеса.

Роман «Дон Кихот» появился как литературная пародия на рыцарские романы, распространённые в испанской литературе в XVI веке. Эти романы были фантастичны по своей природе, в них описывались чудесные подвиги вымышленных рыцарей, и они не имели ничего общего с реальной жизнью. Главная интрига сюжета о Дон Кихоте состоит в том, что герой вообразил себя именно таким рыцарем и, решив защищать обездоленных людей и творить справедливость, надел на себя старенькие доспехи, водрузил на голову вместо шлема медный тазик для бритья, сел на тощего коня Росинанта и отправился навстречу подвигам. Рыцари в романах совершали подвиги во имя своей дамы сердца, так и Дон Кихот избрал своей дамой трактирную служанку, считая её знатной дамой и назвав громким именем Дульсинея. Рыцари также имели верного слугу-оруженосца, и Дон Кихот берёт себе в слуги крестьянина Санчо Пансу, простоватого и по-крестьянски прямого, недалёкого, но преданного хозяину. Читающий первую часть романа смеётся, но и недоумевает, кем на самом деле является Дон Кихот: сошедшим с ума человеком или благородным подвижником.

Роман «Дон Кихот» входит в число немногих произведений мировой литературы, значимость которых не изменяется со временем, а тема и образы близки каждому человеку, независимо от страны или нации. Такой же является, например, трагедия В. Шекспира «Гамлет». Примечательно то, что эти произведения появились примерно в одно время, отразив тем самым приход новой эпохи в развитии общества. В них создан тип высокого героя: в «Гамлете» — трагического, в «Дон Кихоте» — комического. И тот и другой стали образцовыми героями для последующей литературы, являя собой образы человека Нового времени. Так, в русской литературе во многих произведениях обнаруживается влияние образа Дон Кихота, созданного Сервантесом: например Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Несчастливцев в комедии А.Н. Островского «Лес», князь Мышкин в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Отразился образ Дон Кихота и в языке: к примеру, человека, готового бескорыстно жертвовать своим благополучием для других, совершающего смелые и безрассудные поступки во имя справедливости, мы сравниваем с Дон Кихотом, а его поведение называем донкихотством.

С самого начала произведения видна двойственность в решении Дон Кихота стать странствующим рыцарем: с одной стороны, он хочет быть похожим на непобедимых и отважных рыцарей, хочет их славы, с другой — бедный идальго Кехана является просто добрым человеком, желающим помочь людям и защитить их. Поэтому так комично выглядит та серьёзность, с которой Дон Кихот облачается в ветхие доспехи, тщательность, с которой он изготавливает себе рыцарскую экипировку, гордость, с которой он садится на клячу, нарекая её шутовским именем Росинант, восторженность, с которой он избирает деревенскую девушку Альдонсу Лоренсо дамой своего сердца, превратив её в своём воображении в знатную сеньору Дульсинею Тобосскую.

Двойственность в изображении приключений Дон Кихота сохраняется на всём протяжении романа, даже при описании его нелепых подвигов. Подвиги его невероятно безрассудны, поскольку их совершает «повредившийся в уме» человек, но совершает их он с бесстрашием настоящего героя, не боящегося оказаться смешным и быть поверженным в неравной схватке с противником. Примерами тому могут служить классические эпизоды, в которых Дон Кихот сражается с ветряными мельницами, принимая их за чудовищных великанов, и когда он протыкает мечом бурдюки с вином, в неистовстве веря, что поражает очередных недругов и проливает их кровь. Некоторые поступки Дон Кихота дали жизнь крылатым фразам, например «сражаться с ветряными мельницами», что означает «вести себя, как Дон Кихот, смело борясь с мнимой опасностью». Нарицательными стали имена Дон Кихота и Санчо Пансы, и эта пара до сих служит в литературе основой для создания комических парных персонажей — хозяина и слуги. Санчо Панса по-своему похож на Дон Кихота, он предан хозяину и верит ему. Не случайно Санчо Пансе кажется, что он видел в сражении Дон Кихота с бурдюками отрубленную голову великана.

Дон Кихот великодушен и справедлив. Он возмущён тем, что людей заковывают в цепи и ведут на каторжные работы на галерах, и освобождает их. Конечно, его поступок безумен и оборачивается для Дон Кихота очередными побоями, потому что заключенные, которых он освободил, настоящие и безжалостные преступники. Однако Дон Кихот не видит этого, для него важна идея — человек должен быть свободным, нельзя принуждать человека к чему-либо против его воли. Отсюда можно сделать заключение, что Дон Кихот, при всей комичности своего поведения, в каждом случае борется за идею — свободу, достоинство и добродетель человека. Неожиданно и Санчо Панса из простоватого и наивно-расчётливого крестьянина превращается в мудрого правителя, разбирая тяжбы просителей во время своего правления-«губернаторства» на острове. Эта шуточная сцена показывает, как здравый смысл и человечность торжествуют над неблаговидными поступками и несправедливым судом людей. Сцены с участием Санчо Пансы вносят в произведение народные, фольклорные мотивы, придавая роману более широкий смысл.

Печальна и поучительна кончина Дон Кихота: вернувшись к своему прежнему имени и образу идальго Кехана, герой понимает и признает своё прошлое безумие. Он даёт добрые наставления и оставляет своё нехитрое имущество близким людям, прощается со своим верным слугой. С глаз Кехана как будто спадает пелена, он разочаровывается в своих иллюзиях, просит прощения за свою ошибку. Однако у читателя остаётся сожаление, что прошло великое безумие Дон Кихота, ведь Дон Кихот, какие бы поступки он ни совершал, всегда боролся за мечту и идею. Поэтому образ Дон Кихота, одновременно комический и трагический, тем не менее является образом высокого героя.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4579