"Мартин Иден": описание и анализ романа из энциклопедии
«Мартин Иден» («Martin Eden») — роман Д. Лондона. Опубликован 1909 г. Автобиографический роман, в котором писатель попытался создать правдивую исповедь и как бы предсказать свое будущее через судьбу вымышленного персонажа. Поразительно, что во многом писатель предугадал собственный жизненный финал. Мартин Иден — alter ego Лондона, повторяющий его путь и наделенный многими чертами его душевного склада. По своей структуре это типичный американский «роман успеха», в котором, впрочем, предвосхищается структура романа об «американской трагедии», получившая яркое воплощение в «Американской трагедии» Т. Драйзера. Выходец из социальных низов, охваченный жаждой успеха, Мартин Иден олицетворяет идеологию социал-дарвинизма Г. Спенсера — английского философа, оказавшего сильное влияние на взгляды и философию Лондона. В частности, писателю импонировала идея Спенсера о том, что человек развивается от низших форм жизни к состоянию социальной гармонии благодаря абсолютному индивидуализму. Последнее убеждение с неизбежностью привело Лондона (и его автобиографического героя) к ницшеанству, к вере в торжество интеллекта и воли сверхчеловека. Собственно весь путь Мартина Идена — это попытка достичь уровня ницшеанского «сверхчеловека» в рамках личной судьбы. Мартин Иден полон решимости выбиться «в люди» — добиться славы, богатства, любви. Случайно познакомившись с Руфью, дочерью банкира Морза, Мартин Иден ставит себе целью завоевать девушку, ибо Руфь и ее семья в глазах простого парня из низов является воплощением того манящего мира, к которому он стремится. Мечтая о писательском успехе, Мартин надеется, что обретя на литературном поприще славу и деньги, он тем самым получит и Руфь. Однако его ждет жестокое разочарование: Руфь и ее близкие не понимают и не принимают идеализма Мартина и относятся к его мечте об успехе как к глупому сумасбродству. Но и Мартин, ближе знакомясь с миром Морзов, с ужасом обнаруживает духовную ущербность «высшего класса». Прототипом Руфи была подруга Джека Лондона по университету Мейбл Эпплгард, которую будущий писатель воспринимал как идеал культурности господствующего класса, идеал женщины. Финал его увлечения Мейбл оказался драматичным — он обнаружил в возлюбленной меркантилизм, нечестность, мелочность, ханжество. Аналогичное открытие ждет и Мартина Идена. Герой романа делает и еще одно болезненное открытие: успех, к которому он стремился, оказывается не плодом упорного труда, не наградой за талант и труд, а лишь подарком случая, шуткой фортуны. И когда к нему пришла долгожданная слава, он уже не был рад ей, потому что в его душе произошел фатальный перелом. Мартин Иден — герой-одиночка, который, по сути, явился отрицанием спенсеризма и ницшеанства, потому что, сумев возвыситься над своим социальным окружением, став хозяином своей судьбы, он потерпел моральное фиаско: его материальная победа не принесла ему душевного комфорта. Он убегает в южные моря в тщетной надежде обрести там успокоение. Но в итоге обретает лишь смерть в океане. Как писал американский критик Р. Спиллер, «в поражении Мартина как в фокусе отразилась трагедия его эпохи» — коллизия оптимистических обещаний современной науки и реальности социального бытия, резко контрастировавшего с умозрительными философскими схемами и идеологическими мифами. В этом смысле «Мартин Иден» Лондона предвосхитил многие великие американские романы XX века, начиная с «Американской трагедии» и «Великого Гэтсби» Ф. Скотта Фицджералда. Первая экранизация — в России «Не для денег родившийся» (1918 г.) по сценарию В.В. Маяковского (он же исполнил и главную роль). В американском фильме (1942 г.) режиссера С. Салкоу заглавную роль сыграл Г. Форд. В 1976 г. А.В. Эфрос поставил радиоспектакль «Мартин Иден» с В.С. Высоцким и О. Яковлевой в главных ролях. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8509
| |