Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Хемингуэй Э.

"Прощай, оружие!": описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Прощай, оружие!» — роман Э.Хемингуэя. Опубликован в 1929 г. В этом романе разворачиваются события, хронологически как бы предшествующие парижским сценам романа «Фиеста». Главный герой — американец Фредерик Генри, сражающийся в итальянской армии, воспринимается как двойник Джейка Барнса, героя-рассказчика раннего романа. Сам писатель как-то назвал «Прощай, оружие!» собственной версией «Ромео и Джульетты», трагедией, где любовь и счастье двоих возлюбленных становится жертвой враждебных обстоятельств, жертвой бессмысленно-жестокой войны. По словам критика У. Аллена, эта книга является одной из «величайших любовных историй в мировой литературе».

Однако трагической любовной интригой сюжет не исчерпывается. «Прощай, оружие!» Хемингуэя - это одновременно и талантливый военный роман, чьи батальные сцены по силе могут сравниться с батальными сценами Стендаля и Л.Н. Толстого, и мощный антимилитаристский роман, создавший устрашающую картину бесчеловечной мясорубки войны, и философское моралите, представляющее собой очередную вариацию на хемингуэевскую тему противостояния человека неумолимой власти внешних сил, «победы в поражении».

Внутренним толчком для развития интриги становится знакомство лейтенанта Генри с молодой медсестрой-англичанкой Кэтрин Баркли, чей жених был убит на фронте. Любовь для Фредерика Генри — последняя надежда обрести утраченный смысл жизни. Ради любви он «заключает сепаратный мир» — дезертирует накануне катастрофического разгрома итальянской армии. Дезертирство лейтенанта Генри, его «прощание с оружием» в романе имеет и символический подтекст: это форма проявления того антисоциального поведения, которое отличает персонажей литературы «потерянного поколения», и в частности самого Хемингуэя. Лейтенант порывает со своими социальными обязательствами, противопоставляя общественной морали (в частности офицерскому долгу) свой личный выбор.

Как отмечал критик М. Гайсмар, «Прощай, оружие!» представляет собой «серию поражений человека, складывающихся в непрерывную, жуткую последовательность: дожди, холера, солдаты, калечащие себя, чтобы больше не сражаться, усиливающаяся усталость итальянской армии...». С этой драматичной линией нарастающего отчаяния, которым заражается и главный герой книги, контрастирует линия любви. Любовь и отчаяние находятся в динамическом сцеплении, причем попытка спастись от отчаяния оказывается тщетной. Уединенная идиллия любовников в Швейцарии оказывается эфемерной. Смерть Кэтрин при родах, как и рождение мертвого ребенка, становятся финальным роковым аккордом «сепаратного мира», заключенного Фредериком Генри в надежде обрести гармонию посреди всеобщего хаоса.

Роман «Прощай, оружие!» Хемингуэя оказал существенное воздействие на развитие мировой военной прозы. Книга неоднократно экранизировалась: в 1932 г. вышел одноименный фильм с Г. Купером в главной роли; в киноверсии 1957 г. роль лейтенанта Генри сыграл Р. Хадсон.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14829