Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Гюго В.

Виктор Гюго: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Виктор Гюго (1802—1885) — поэт, романист, публицист, драматург, член Французской академии, был сыном офицера революционной армии, крестьянина по происхождению, получившего при Наполеоне чин генерала. Маленький Виктор сопровождал отца в его военных походах в Италию и Испанию.

С лицейских лет Виктор Гюго начал писать стихи, а в 1818 г. на пари сочинил роман «Бюг-Жаргаль», который переработал в 1825 г. Это романтическое повествование о любви и подвиге Бюга-Жаргаля, вождя восстания негров на Сан-Доминго в 1791 г., событии, названном самим автором «борьбой гигантов, в которой участвовали три мира: Европа и Азия как противники, Америка же как поле боя». Через два года Виктор Гюго пишет готический роман «тайн и ужасов» под названием «Ган Исландец» (1823), с симпатией изображая простых норвежских тружеников — крестьян, рыбаков, рудокопов.

Уже в начале творческого пути писатель освобождался из-под власти монархических идей, унаследованных от матери, ярой сторонницы свергнутой бурбонской династии. Вехой на этом пути была повесть «Последний день приговоренного к смерти» (1829), посвященная внутренней драме человека. Она была написана на основе документов и фактов, но Виктор Гюго не пожелал раскрыть суть преступления, совершенного его персонажем, его целью было передать ужас готовящейся расправы над живым существом и осудить смертную казнь как безнравственный инструмент насилия государственной машины над человеком.

В 1832 г. писатель в одной из газет познакомился с отчетом о процессе рабочего Клода Ге, осужденного на смертную казнь за убийство тюремного надзирателя, что и послужило сюжетом для повести «Клод Ге» (1834). Главный персонаж — не пассивная жертва судебного произвола, это бунтарь, обладающий умом, волей и высокой нравственностью, протестующий против чудовищной социальной несправедливости.

В своих многочисленных поэтических сборниках и пьесах Виктор Гюго шел к демократической позиции в искусстве и жизни. Его пьеса «Эрнани» (1830) знаменовала завоевание романтической эстетики, свергавшей деспотические законы классицизма и политической тирании. Бунтарство Гюго выразилось в поэтическом прославлении участников июльских баррикад 1830 г. в Париже и борцов за независимость в Греции. «Если я слышу, как на земле где-нибудь стонет народ под тяжелым ярмом и молит о помощи... тогда я проклинаю тиранов и чувствую, что поэт — их судья. Я забываю любовь, семью, детей, беззаботный покой и тихие песни и прибавляю к своей лире медную струну» — так характеризовал автор содержание одного из своих лучших сборников «Осенние листья» (1831).

В 1831 г. Виктор Гюго заканчивает роман «Собор Парижской богоматери». Здесь развернуты яркие картины шумящей толпы на улицах и площадях средневекового Парижа, над которым возвышается величественное здание собора. С этим шедевром архитектуры связаны судьбы центральных героев романа. Здесь, на колокольне, звонарь собора, уродливый Квазимодо, укрывает от палачей приговоренную к смертной казни юную цыганку — плясунью Эсмеральду. Здесь борется с запретной для него любовью к Эсмеральде священник собора Клод Фролло.

В драматические события романа вовлечены ремесленники, студенты, церковники, бродяги и нищие Парижа. Эгоизмом, человеческим ничтожеством и аристократическим высокомерием отличаются красавец капитан Феб де Шатопер и его невеста Флер де Лис.

От внешнего сопоставления красоты и уродства писатель приходит к нравственному противопоставлению любви, добра, милосердия, царящих в сердцах обездоленных, тому, что гнездится в душе и поступках угнетателей народа, — лицемерию, низости, фанатическому изуверству, и тогда выявляется за уродливой внешностью горбуна Квазимодо мир прекрасных и глубоких чувств, нравственное величие народа.

В ряды защитников республики Виктор Гюго встал после буржуазной революции 1848 г. и с негодованием встретил переворот Луи Бонапарта 2 декабря 1851 г., установивший во Франции монархический режим, разоблачил новоявленного императора с трибуны Национального собрания. Вынужденный отправиться в изгнание, Гюго надолго поселился на английских островах Джерси и Гернси в проливе Ла-Манш. Там он одновременно написал в 1852 г. две книги, разоблачающие вероломство и кровавые злодеяния, с помощью которых клика бонапартистов задушила республику. Это страстный, боевой памфлет «Наполеон Малый» о событиях переворота и «История одного преступления» — очерк воспоминаний о борьбе с переворотом. Гюго игнорировал классовую подоплеку бонапартистской авантюры, направив свой гнев против личности узурпатора.

В изгнании Виктор Гюго пытался спасти от смертной казни Д. Брауна, американского негра — борца против рабства, протестовал против колониальной политики Франции и Англии в Китае, поддерживал выступления на Крите против турецкого ига и на Кубе против испанского владычества, по просьбе А. И. Герцена написал обращение к солдатам и офицерам царских войск с призывом не участвовать в подавлении восстания поляков в 1863 г. Дважды в 1849 и 1869 гг. он председательствовал на международных антивоенных конгрессах.

Девятнадцать лет изгнания обернулись для писателя творческим расцветом. Под влиянием утопического социализма А. К. Сен-Симона у Гюго формируется сентиментально-филантропический идеал морального самоусовершенствования. Идея всемогущей любви, добра, милосердия пронизывает его роман «Отверженные» (1862). Это исполненное романтического пафоса монументальное повествование о людях, для которых не нашлось места в «добропорядочном» собственническом обществе. Рабочий Жан Вальжан стал «отверженным» потому, что, потеряв работу, украл хлеб для своей голодающей семьи. Двадцать лет тюрьмы и каторги ожесточают его, но доброта епископа Мириэля, с которым судьба его столкнула, преображает Жана Вальжана, пробуждает в нем великодушие и отзывчивость. Став крупным предпринимателем и мэром города, Жан Вальжан заботится о том, чтобы рабочие его предприятий и все обитатели округи жили по-человечески. Его особого внимания удостаивается сиротка Козетта, дочь погибшей в нищете Фантины. Он творит добро, несмотря на то что жизнь опять обрекает его, беглого каторжника, на скитания.

Любовь и добро разрешают жизненные конфликты, определяют и человеческие судьбы как отверженных, так и их угнетателей. Тут и преследующий Жана Вальжана полицейский инспектор Жавер — олицетворение беспощадного закона, страж недвижимости, и юная замарашка Козетта, вырастающая в очаровательную девушку, и ее возлюбленный Мариус, и герои парижских баррикад 1832 г. — пламенный Анжольрас, хитрый парижский мальчишка Гаврош — символ революционного духа народа, его бесстрашия и жизнерадостности, рабочие Сент-Антуанского предместья.

Роман «Труженики моря» (1866) Виктор Гюго посвятил борьбе человека со злыми силами природы. Мощи величественной, вечно меняющейся грозной стихии он противопоставил волю, мужество и благородство рыбака Жильята. Благодаря своему бесстрашию, энергии и находчивости Жильят находит выход в сложнейших ситуациях, спасает пароход Летьери из-за любви к его дочери, а узнав, что не любим, отдает себя на волю покоренного им самим моря. Дух Прометея, с которым автор сравнивает своего героя, явно пришелся не ко двору социальной самоуспокоенности, имущественного самодовольства.

Трагическим, страшным эпизодом начинается роман «Человек, который смеется» (1869) — на пустынном морском берегу в зимних сумерках бродит одинокий ребенок, сквозь туман на виселице чернеет повешенный, с карканьем кружится воронье. Заброшенный ребенок — герой романа Гуинплен, в детстве украденный и изуродованный бандитами. Рассказав о судьбе Гуинплена, который вместе со слепой девочкой Деей попадает к бродячему циркачу Урсусу и становится ярмарочным актером, Виктор Гюго затем прослеживает его дальнейшую историю, когда Гуинплен, занявший в парламенте принадлежащее по праву наследства и высокого происхождения место лорда, произносит обвинительные речи, знакомится с бессердечной красавицей герцогиней Джозианой, чье вмешательство в жизнь героя романа причиняет ему немало горя.

Контрасты богатства и нищеты, показанные Гюго, усиливают обвинения, предъявляемые властям Гуинпленом и взывающие положить конец нищете народа, безработице и несправедливостям.

В 1870 г. после падения бонапартистского режима, когда прусские войска подступали к Парижу, Виктор Гюго вернулся на родину и не покидал осажденную врагом столицу. Несмотря на солидный возраст, он записался в национальную гвардию, обращался к народу с патриотическими воззваниями. События франко-прусской войны и Парижской коммуны отразились в его поэтическом сборнике «Грозный год» (1872). Когда началась кровавая расправа над коммунарами, писатель выразил резкий протест против их палачей и предложил участникам Парижской коммуны убежище в своем доме в Брюсселе.

Драматизм политических событий Гюго показал в своем последнем романе «Девяносто третий год» (1874), где идеи добра и милосердия во взаимоотношениях между людьми раскрыл в связи с идеей революционной борьбы. Писатель изобразил 1793 г., когда против революции ополчились все ее противники. Вспыхнуло восстание на севере, в Вандее, поднятое отсталым крестьянством при подстрекательстве духовенства. Кульминацию романа создали эпизоды, когда маркиз де Лантенак, рискуя жизнью, спас детей из горящего замка, а сам оказался в руках своих врагов, республиканцев. Молодой начальник республиканских войск Говэн, потрясенный самоотверженным поступком маркиза, отпускает его на свободу, хотя тот — глава контрреволюции, опасный, умный и жестокий враг. Возникает напряженная ситуация, в которой Говэн выглядит изменником революционному долгу и подлежит суровой каре. В произведение введены образы подлинных исторических деятелей — Робеспьера, Дантона, Марата, обстановка бурной эпохи, гражданский энтузиазм народа. Любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию пронизывают все творчество Виктора Гюго и делают его близким нашим современникам. «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку», — писал В. Гюго незадолго до смерти.

Творчество Гюго прочно вошло в художественную культуру народов мира.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1367