Гюстав Флобер: обзор творчества писателя
Гюстав Флобер (1821—1880) родился в семье провинциального врача, в 1840 г. поступил на юридический факультет в Париже, но вскоре провалился на экзамене и из-за тяжелого потрясения вынужден был прекратить занятия. Революция 1848 г., заставшая его в отцовском поместье близ Руана, вызвала в нем недоверие: ненависть ко всему ханжескому и обывательскому затемнила в его глазах смысл происходящих событий. Ведя уединенный образ жизни, Гюстав Флобер посвящает себя литературному труду, пишет новеллы и хроники на авантюрно-исторические сюжеты, нагнетая ужасы и страхи. Он много читает, увлекается Сервантесом, Рабле, Монтенем, Шекспиром, Мольером, Бомарше, Скоттом, Байроном, Гюго. В период между революцией 1848 г. и Парижской коммуной 1871 г. он создает свои самые значительные произведения. Тема романа «Госпожа Бовари» (1857) была ему подсказана самой жизнью. Но обычная любовная история превратилась под пером Гюстава Флобера в глубоко обобщенное изображение того, как романтические, светлые мечты гибнут в пошлой мещанской среде, как чужда человеческой натуре атмосфера застоя и разложения. Помыслы главной героини Эммы Бовари, молодой жены провинциального лекаря, устремлены в Париж, где, как ей кажется, кипит жизнь, бушуют роковые страсти. От скуки будней она бежит в мир чувствительных грез пошлых романов, которые тянут ее в грязь, откуда она тщетно пытается выкарабкаться. Гюстав Флобер иронизирует над убогими идеалами и любовными романами Эммы Бовари. Поиск романтики, желание обратить мечту в действительность толкают ее на измены, связи с ничтожными людьми Родольфом и Леоном, воплощением черствости, себялюбия, животной страсти. Однако разочарования и страдания героини возвышают ее над окружающим миром и делают этот образ одним из наиболее ярких и поэтичных в мировой литературе. За публикацию романа Гюстав Флобер попал на скамью подсудимых, обвиненный в неслыханной дерзости — он осмелился сорвать маску благопристойности с лица буржуазии, но попытка объявить правдивое, реалистическое искусство безнравственным не удалась. Жестокости цензуры побудили писателя отойти от темы современности, обратиться к истории. Так возник замысел романа о Карфагене III в. до н. э. После написания нескольких глав Гюстав Флобер отправляется на побережье Северной Африки, чтобы ощутить атмосферу исчезнувшего с лица земли загадочного Карфагена. Вернувшись из путешествия, он уничтожает начало романа и принимается писать все заново. В 1862 г. роман выходит из печати под заглавием «Саламбо» по имени главной героини, прекрасной дочери карфагенского полководца Гамилькара. В центре романа — история любви варвара-ливийца Мато и Саламбо, развертывающаяся в разгар мятежа наемных войск против Карфагена и кончающаяся принесением плененного Мато в жертву кровожадному богу Молоху. Древние мифы, использованные Флобером для воссоздания жестоких языческих обрядов, напоминали современникам писателя нетерпимость церкви к свободомыслию. Католическое духовенство не преминуло обрушить поток брани на автора «Саламбо». В романе «Воспитание чувств» (1869) Гюстав Флобер вернулся к современности. Здесь рассказана история Фредерика Моро, молодого человека из состоятельной провинциальной семьи. В силу своей бесхарактерности он не может возвыситься над окружающей средой, хотя и понимает, как обывательское самодовольство оскверняет отношения между людьми. В основу произведения лег автобиографический факт. История любви Фредерика Моро и Софи Арну отражает отношения самого пятнадцатилетнего Флобера к Элизе Шлезингер, 26-летней матери двоих детей, с которой будущий писатель познакомился в 1836 г. на пляже нормандского курорта и влюбился на всю жизнь. Но чувства писателя в жизни не стали романом, хотя они не угасали вплоть до трагического конца Элизы и ожили вновь уже в «Воспитании чувств». Это произведение получило высокую оценку Мопассана: «Содержание романа так схоже с самой жизнью, что читателю кажется, будто книга написана без плана и без определенного замысла. Этот роман в совершенстве выполненная картина того, что случается каждый день, точная запись жизни... Широкие круги читателей, привыкшие к подчеркнутым эффектам, к бросающимся в глаза выводам, не поняли ценности этого несравненного романа. Лишь особо острые и наблюдательные умы схватили замысел этой единственной в своем роде книги, внешне такой простой, такой унылой, такой понятной, но, в сущности, такой глубокой, недоступной, горькой». Философская драматическая повесть Гюстава Флобера «Искушение святого Антония» (1874) написана в условной манере на мотив житийной легенды. Смысл искушения Антония, по словам М. Горького, это «поразительно мощный, направленный против церкви и религии удар в колокол скептицизма». Заметное место в литературном наследии Флобера занимают «Три повести» (1877). Первая из них -— «Простое сердце». Вторая повесть «Легенда о святом Юлиане Странноприимце». Смысл этой легенды-притчи в том, что Юлиан не может искупить свой грех за жестокость иначе, как посвятив себя служению людям. Завершает цикл третья повесть «Иродиада», где действие отнесено в Иудею I в. н. э., когда по наущению Иродиады, жены царя Ирода, был умерщвлен Иоанн Креститель. Здесь проявилось тонкое искусство автора выявлять психологические мотивы поведения людей. В литературном наследии Гюстава Флобера остался неоконченным роман «Бувар и Пекюше» о двух обывателях, задавшихся целью постичь истину. В ходе их поисков обнаруживаются противоречия и нелепости научных трудов, а полученные книжные знания терпят сокрушительный провал. В этом сюжете автор одновременно вел огонь по двум мишеням — псевдонауке и полузнайству. Созвучен роману «Бувар и Пекюше» сатирический «Лексикон прописных истин» (1853) — сборник стандартных обывательских рассуждений, свидетельств лености мысли, безапелляционности расхожей морали. Популяризации творчества Гюстава Флобера в России способствовал И. С. Тургенев, друг писателя. Книги Флобера встретили глубокое понимание благодаря высокой человечности, неувядаемой нравственной проблемности, которую он высказал в одном из писем: «Где найти человека?» Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2205
| |